Бюджет пенсионного фонда в РФ: доходы и расходы ПФР, особенности формирования

Что такое бюджет Пенсионного Фонда

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2020 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2020 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2020 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2020 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2020 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2020 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2020 г. Доходы фонда в 2020 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2020 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.

Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2020 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

ОСОБЕННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

Формирование доходов и расходования средств

Пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

  • 1) страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;
  • 2) ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);
  • 3) средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • 4) средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований (пений, финансовых санкций);
  • 5) доходы от капитализации временно свободных средств (покупки ценных бумаг, инвестиций);
  • 6) беспроцентные ссуды, займы и кредиты;
  • 7) добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • 8) другие поступления.

Плательщиками страховых взносов в ПФР являются:

  • -организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  • -индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  • -физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  • -индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчётные и иные счета при предъявлении предпринимателями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении (по всем основаниям), из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц – в срок, установленный для получения оплаты труда за истёкший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников.[12]

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Основной источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Средства Пенсионного фонда направляются на:

  • 1) выплату государственных пенсий;
  • 2) выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше полутора лет;
  • 3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • 4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов.

Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов – по направлениям.

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. На 1 января 1999 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.[4] Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ “Единый социальный налог” утратил силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны будут перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.[24]

Взносы начисляются на :

  • – Выплаты сотрудникам Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.
  • – Выплаты подрядчикам Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров.

Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника). Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда). Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором. Плательщики отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты. Облагаемая база по медицинским взносам в ФФОМС, а также взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ.

В 2012 году размер предельной базы составляет 512 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 512 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2013 года, отсчет пойдет заново.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

В связи с изменением тарифов страховых взносов суммы страховых взносов, подлежащие уплате в 2011 году, увеличились по сравнению с 2010 годом.

Таким образом, плательщики, уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в 2011 году обязаны уплатить в Пенсионный фонд РФ – 13509 руб. 60 коп. (4330 руб. x 26% x 12 мес.), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1610 руб. 76 коп. (4330 руб. x 3.1% x 12 мес.), в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 1039 руб. 20 коп. (4330 руб. x 2,0% x 12 мес.).

На основании статьи 33 Федерального закона от 15.01.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за 2010 год: – лица 1966 года рождения и старше уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии 13 509 руб. 60 коп. (26%,). – лица 1967 года рождения и моложе уплачивают на страховую часть трудовой пенсии в размере 10 392 руб. (20%), на накопительную часть трудовой пенсии 3 117 руб. 60 коп. (6%)

Статьей 16 Закона № 212-ФЗ определено, что страховые взносы за 2011 год уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря 2011 года.[4]

Таким образом, пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией и посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и комплексом других сопряженных законов.

При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и цикл повторяется.

Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда Российской федерации

Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации имеет следующие особенности.

  • 1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
  • 2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется фондом на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

  • 3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
  • 4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций – на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доходы бюджета фонда формируются за счет следующих источников:

  • · сумм единого социального налога, поступающих из федерального бюджета, и субвенций из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда – в объеме, ежегодно установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете»;
  • · страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, – по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации;
  • · страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет Фонда на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии;
  • · сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • · средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, иных пособий, доплат и денежных выплат отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации – в объеме, ежегодно установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете»;
  • · доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств;
  • · прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

  • · выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;
  • · реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;
  • · доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • · направление средств материнского (семейного) капитала на погашение ипотечных кредитов;
  • · реализацию программы государственного софинансирования пенсии;
  • · перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • · управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • · финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • · иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

  • · на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • · на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.

Порядок использования временных свободных средств, размер резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также порядок его формирования и расходования определяется федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Пенсионный фонд Российской Федерации

В бюджет ПФР подлежат зачислению следующие виды доходов:

1) налоговые доходы, распределяемые органами Федерального

казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 60%;

  • 2) неналоговые доходы:
    • ? страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями и адвокатами, а также работодателями — организациями и индивидуальными предпринимателями, не уплачивающими ЕСН в связи с применением ими специальных налоговых режимов,
    • ? недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР,
    • ? доходы от размещения средств ПФР,
    • ? штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба,
    • ? безвозмездные поступления,
    • ? межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР,
    • ? безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов,
    • ? прочие поступления.

ЕСН напрямую не зачисляется в бюджет ПФР. По установленным НК РФ ставкам он зачисляется в доходы федерального бюджета и бюджеты других государственных внебюджетных фондов. Затем та часть ЕСН, которая зачисляется в федеральный бюджет, направляется в бюджет ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии.

В структуре доходов бюджета ПФР наибольший удельный вес составляют средства ЕСН, поступающие из федерального бюджета, — более 43%, страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, составляют 38%, страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии — более 8% и другие средства федерального бюджета — более 6%.

Расходы бюджета ПФР непосредственно связаны с пенсионной системой РФ, включающей в себя системы государственного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. По линии государственного пенсионного страхования за счет страховых взносов выплачиваются трудовые пенсии, состоящие из трех частей:

  • 1) базовой — фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца), группы инвалидности и т.д.;
  • 2) страховой — дифференцированной части, зависящей от результатов труда каждого застрахованного лица, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала;
  • 3) накопительной части, исчисляемой исходя из накопленных сумм страховых взносов и индивидуального дохода, учитываемой на лицевом накопительном счете застрахованного лица.

По линии государственного пенсионного обеспечения осуществляются выплаты пенсий лицам, не охваченным государственным пенсионным страхованием: федеральным государственным служащим, военнослужащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, участникам Великой Отечественной войны, нетрудоспособным гражданам. Соответственно расходы ПФР обычно делят по функциональному признаку на следующие группы:

  • ? расходы по обязательному пенсионному страхованию;
  • ? расходы на государственное пенсионное обеспечение;
  • ? расходы на дополнительное пенсионное обеспечение;
  • ? расходы на формирование материнского капитала женщин, родивших второго и последующего ребенка;
  • ? расходы на управление и материально-техническое обеспечение;
  • ? прочие расходы.

Основная масса расходов ПФР (около 92%) приходится на расходы по обязательному пенсионному страхованию. Эти расходы связаны с выплатой трудовых пенсий (их базовой и страховой частей), пособий и компенсаций (к последним относятся пособия на погребение, пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, и др.). В составе названных расходов особо следует выделить расходы по формированию накопительной части трудовой пенсии.

Следующими по объему (более 6%) являются расходы ПФР по государственному пенсионному обеспечению. Они включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий (участникам войны, лицам, пострадавшим от катастроф) и пенсий федеральным государственным служащим. Особую часть в составе этих расходов составляют расходы на пенсионное обеспечение безработных граждан, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и передаваемых последним ПФР.

Особую статью, появившуюся с 1 января 2007 г., составляют расходы на формирование материнского капитала на индивидуальных лицевых счетах, открываемых в ПФР женщинам, родившим второго и последующего ребенка. Материнский капитал представляет собой разновидность государственного социального обеспечения, так как формируется за счет средств федерального бюджета, передаваемых ПФР, в порядке реализации национального проекта в целях стимулирования рождаемости в стране. Первоначально материнский капитал был установлен в размере 250 тыс. руб., но в дальнейшем он должен ежегодно индексироваться на коэффициент дефляции. В результате в 2008 г. он составлял уже 271 тыс. руб. (рост на 8,4%), а в 2010 г. планируется в размере 307 тыс. руб. Однако принятый порядок индексации материнского капитала не предотвращает его обесценивания, так как официальный коэффициент дефляции ниже фактического уровня инфляции. Материнский капитал может быть использован только через три года после рождения второго (последующего) ребенка на строго определенные цели путем безналичного перечисления средств по выбору владельца на улучшение жилищных условий, обучение детей и увеличение накопительной части трудовой пенсии [1] .

Расходы на управление и материально-техническое обеспечение ПФР включают в себя расходы на содержание органов управления фонда (оплата труда, выплата премий и т.д.), на подготовку и повышение квалификации его работников, на приобретение компьютерной и иной техники, материалов и офисного оборудования и т.п. Эти расходы составляют обычно не менее 3% общей суммы расходов фонда.

В составе прочих расходов ПФР можно выделить расходы, связанные с размещением его средств на финансовом рынке (депозиты и государственные ценные бумаги), вложением средств в недвижимое имущество (строительство офисов, приобретение и строительство объектов социального назначения), содержанием этого имущества и др.

Особенностью ПФР является определенная привязка части его доходов к конкретным расходам, особенно в отношении выплаты пенсий (табл. 9.1).

Основные группы доходов и пенсионных выплат Пенсионного фонда РФ*

Как происходит формирование бюджета пенсионного фонда Российской Федерации?

Невозможно планирование ведения государственного хозяйства на текущий год без составления бюджета страны. Планирование грядущих расходов и доходов является важнейшим элементом бюджетной программы фонда обеспечения пенсиями на каждый год в стране.

Что это?

Основу государственного бюджета Пенсионного фонда страны составляют средства, определяемые как государственная собственность. Они не подлежат изъятию, а также не входят в состав прочих средств, которые выступают в основе прочих бюджетов государства в текущем году.

Данное правление определяет нормативную базу учёта оборотных средств, её формирование происходит за счёт следующих составляющих:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7(812)603-76-74 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

  • страховые выплаты установленного образца;
  • средства федерального бюджета;
  • начисления пенсий граждан;
  • доходы, полученные посредством размещения средств свободного капитала.

Кроме того, бюджетные начисления могут быть составными, соединяя в себе отчисления в бюджет Пенсионного фонда, поступающие из различных регионов страны.

Анализ бюджета пенсионного фонда РФ

Проведение анализа бюджетирования данного фонда страны предполагает проведение сравнительного анализа имеющихся доходов средств в фонд и текущих расходов.

В состав текущих вливаний в Пенсионный фонд страны входят объёмы поступлений страховых взносов в числе накопительного раздела бюджета, а также доходы, которые получены от поступления инвестиционных влияний в средства фонда.

Суммарное исчисление поступлений в Пенсионный фонд составляет общий объём доходной части фонда на текущий год.

Основную часть расходов Пенсионного фонда составляет определённый объём выплат пенсий гражданам в текущем году.

При этом принимается во внимание объём выплат пенсий всех типов, включённых в сферу ответственности Пенсионного фонда страны.

Пенсионные выплаты, входящие в сферу ответственности различных ведомств в расходную часть Пенсионного фонда не включаются.

На 2020 год

На следующий год уже имело место планирование примерной части доходов и расходов Пенсионного фонда страны. Предполагаемый объём статьи поступлений в бюджет фонда пенсионного обеспечения России составляет 13 500 000 000 рублей.

Остальную доходную часть бюджета составляют поступления за счёт ожидаемых инвестиционных влияний.

Объём расходной части бюджета составляет примерно 11 500 000 000 рублей. Расходная часть бюджета Пенсионного фонда составляет практически полностью выплаты пенсионных отчислений гражданам.

Если же вас интересует вопрос — что такое страховая пенсия по старости и кому она выплачивается, то мы рекомендуем прочесть статью.

Из чего формируется?

Бюджет Пенсионного фонда формируется с соблюдением структуры, которая закладывается непосредственно при его планировании. Выбранная структура чётко соблюдается на всех стадиях формирования бюджета.

Структура

Структура Пенсионного фонда страны включает в себя следующие основные составляющие:

  1. Объём средств, выделяемых государственным бюджетом России.
  2. Взносы работодателей в Пенсионный фонд за оформленных официально сотрудников.
  3. Страховые выплаты за работающих граждан их работодателями.
  4. Оформляемые денежные санкции, включая взыскание пени и прочие отчисления.
  5. Доходы от выполнения инвестирования временно высвобожденных средств.
  6. Лично выполняемые по инициативе граждан и юридических организаций взносы в Пенсионный фонд.
  7. Резервные средства на проведение выплат накопительной части бюджета.
  8. Накопления, предназначенные на проведение срочных выплат группам застрахованных субъектов.
  9. Прочие источники средств, происхождение которых не противоречит установленным законодательно нормам Российской Федерации.

Кем утверждается?

Порядок утверждения бюджета Пенсионного фонда оговаривается законодательно согласно принятой процедуре.

Утверждение текущего объёма бюджета данного фонда проводится на закрытой сессии Государственной Думы и подлежит ратификации на общем собрании Совета Правления указанного фонда страны.

Доходная и расходная части

Объёмы доходной и расходной частей определяются на предварительной сессии Совета Правления рассматриваемого фонда страны в начале каждого календарного года. При этом принимается во внимание ожидаемый объём поступлений в бюджет и предполагаемый расход средств из бюджета.

При расчётах ожидаемых поступлений в бюджет Пенсионного фонда принимается во внимание выплата пенсионных отчислений за сотрудников предприятий работодателями, а также ожидаемые поступления за счёт инвестирования средств в развитие фонда и прочие выплаты.

Основа расходной части бюджета фонда формируется за счёт планирования выплат пенсий гражданам в течение грядущего календарного года.

Закон о бюджете

Закон о бюджете регулирует порядок распределения средств доходной и расходной частей бюджета, а также процедуру распределения средств при поступлениях и расходах бюджетных ассигнований.

Уплата взносов

Выплата взносов в Пенсионный фонд должна выполняться по установленной законодательно процедуре с учётом особенностей выполнения отчислений в каждом конкретном случае.

Способы выплаты взносов устанавливаются следующие:

  • уплатой наличных средств по графику их внесения в Пенсионный фонд;
  • платежами безналичными переводами с предварительным уведомлением работников фонда о перечислении;
  • платежами между счетами банков, обслуживающих сам фонд и субъекта, являющегося его плательщиком;
  • прочими способами, которые не идут вразрез с действующим в стране законодательством.

Какой понижающий коэффициент для военных пенсионеров в 2020 году, прочтете здесь.

Плюсы и минусы

Наличие разграниченного бюджета Пенсионного фонда предполагает определённые достоинства и отрицательные моменты.

Среди преимуществ есть смысл упомянуть такие обстоятельства:

  1. Наличие чёткой системы распределения средств Фонда.
  2. Отлаженный механизм проведения расчётов поступления средств в бюджет и расходования их.
  3. Выделение части средств бюджета на покрытие расходов, связанных с выплатами страховых премий.
  4. Ежегодное планирование дефицита и профицита средств в бюджете.
  5. Возможность пополнять средства бюджета ха счёт разнообразия источников поступления финансов.
  6. Различные варианты принятия поступления средств в Пенсионный фонд.

Минусы системы пенсионного бюджетирования:

    Преобладание расходов над доходами при недостаточном поступлении средств в бюджет.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область – +7(812)603-76-74
    • Регионы – +7(499)113-16-78

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент, кафедра «Финансы и кредит» ПВГУС, г. Тольятти

старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», ПВГУС, г. Тольятти

Социальное обеспечение занимает одно из значимых мест в функционировании государства и общества. Именно внебюджетные фонды в Российской Федерации являются одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство аккумулирует в фонды часть доходов населения с целью финансирования социально-экономических мероприятий. Образование внебюджетных фондов направлено на обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

В экономической литературе внебюджетные фонды классифицируются на социальные и экономические. К социальным фондам относят государственные социально-страховые фонды: Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), негосударственные пенсионные, благотворительные, социальные инвестиционные и другие фонды [4, c. 169].

Одним из важнейших фондов, функционирующих на территории РФ, является Пенсионный фонд, как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, деятельность которого направлена на пенсионное обеспечение населения и осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. В свою очередь, Пенсионный фонд Российской Федерации имеет в регионах страны свои отделения.

Бюджет Пенсионного фонда РФ находится в государственной собственности и не входит в состав федерального и территориальных бюджетов. Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляет Правление фонда (состав утверждается Государственной Думой) и его исполнительная дирекция. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется за счет поступлений от страховых взносов; средств федерального бюджета; пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [3, c. 328].

Доходы Пенсионного фонда (согласно Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации») за 2013-2015 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доходы Пенсионного фонда в период с 2013 по 2015 гг., трлн. руб.

Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР)

Основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда России (ПФР) являются поступающие средства в виде страховых взносов и межбюджетных трансфертов из государственного бюджета.

Закон о бюджете ПФ, являясь нормативным актом федерального уровня, поступает в Правительство РФ от страховщика, после чего вносится на рассмотрение Государственной Думы и, пройдя процедуру одобрения Советом Федерации, подписывается Президентом и принимается к исполнению.

  • В связи с экономическим кризисом и связанным с ним падением фонда оплаты труда, которое продолжается в настоящее время, а также сокращением количества рабочих мест дефицит бюджета ПФР продолжает увеличиваться.
  • Причем, конкретные цифры дефицита разнятся в изложении Минтруда, Пенсионного Фонда и заявлениях его главы А. Дроздова.

Но, несмотря на проблемы с наполнением бюджета, на следующий год запланировано проведение индексации пенсий на уровень инфляции. Такие же меры по повышению пенсионных выплат содержаться в проектах на 2018 и 2020 годы.

Согласно заявлениям, сделанным руководителем ПФР А. Дроздовым, в ближайшие три года индексирование пенсий будет производиться только на уровень роста потребительских цен. Апрельской дополнительной индексации, которая ранее проводилась в зависимости от доходов ПФР, может не быть по причине растущего бюджетного дефицита.

Порядок формирования бюджета ПФР (доходы)

Основными источниками средств для формирования бюджета Пенсионного Фонда являются:

  • перечисляемые работодателями и частными предпринимателями по утвержденным законом тарифам и в определенные сроки, страховые пенсионные взносы;
  • дополнительные взносы, поступления от которых идут на выплату досрочных пенсий, уплачиваемые работодателями, имеющими рабочие места с опасными и вредными условиями труда;
  • сумма пеней и других финансовых санкций, наложенных на недобросовестных плательщиков взносов;
  • инвестиционные доходы, полученные в результате размещения временно свободных финансовых средств;
  • добровольные взносы, поступающие физических лиц и предприятий, не являющихся страхователями или застрахованными;
  • трансферты из государственного бюджета, за счет которых производятся выплаты по государственному пенсионному обеспечению и компенсируются выпадающие доходы;
  • иные источники не запрещенные законодательно.

Сам порядок формирования бюджета ПФР определяется условиями, изложенными в статье 17 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов по программе ОПС устанавливается законом также законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ.

По системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) плательщики (страхователи) производят ежемесячные перечисления взносов в бюджет Пенсионного Фонда по следующим тарифам:

Условия и категории плательщиковТариф
Основной22% + 10%
Для организаций и ИП: применяющими УСН (упрощенную систему налогообложения); осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания населения; научно-исследовательскими, образовательными, относящимися к сфере охраны здоровья и фармакологии20%
Для предприятий и организаций, выплачивающих зарплату экипажам судов, за исключением нефтеналивных танкеров0%
Для субъектов хозяйственной деятельности, учредителями которых выступают бюджетные и автономные научные организации8%
Для резидентов ОЭЗ и предприятий, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность8%
Для организаций, работающих в сфере ИТ8%
Для участников проекта «Сколково»14%
Для участниками СЭЗ на территории республики Крым и г. Севастополя6%
Для резидентов «Территорий опережающего развития»6%
Для резидентов порта «Владивосток»6%

Функция по контролю над соблюдением порядка и сроков уплаты страховых пенсионных взносов возложена на ПФ РФ.

Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Еще одним источником пополнения бюджета ПФР служат трансферты из федерального государственного бюджета, за счет которых:

  • происходит финансирование выплат по государственному пенсионному обеспечению;
  • компенсируются выпадающие доходы ПФ в связи с установлением для отдельных категорий плательщиков пониженных страховых тарифов;
  • возмещаются расходы на выплату страховых пенсий в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов (служба в армии, отпуск по уходу за ребенком и т.п.);
  • производятся федеральные доплаты пенсионерам, размер пенсий которых не достигает величины прожиточного минимума, установленного для этой категории граждан по Российской Федерации.

Объем трансферта, направляемого из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ на ОПС, определяется как разница между суммой доходов ПФР, полученных от перечисления страховых взносов и расходов на выплату страховых пенсий, включая фиксированную выплату к ней, с учетом индексаций, производящихся ежегодно:

  • 1 февраля — на уровень инфляции за прошедший год;
  • 1 апреля — исходя из уровня доходов бюджета Пенсионного Фонда.

Расходы Пенсионного фонда России

Порядок расходования бюджетных средств, Пенсионного Фонда, имеющих целевое назначение, регламентируется статьей 18 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ.

Средства бюджета ПФР направляются на:

  • выплату страховых пенсий по программе ОПС;
  • доставку пенсионных выплат;
  • содержание центрального аппарата управления и территориальных органов Фонда, включая финансовое, материальное и техническо-информационное обеспечение его текущей деятельности;
  • уплату страховых взносов в Фонд гарантирования пенсионных накоплений;
  • на перевод средств в НПФ (негосударственный пенсионный фонд), в случае формирования застрахованным лицом пенсионных накоплений;
  • иные цели в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Расходы средств бюджета ПФР, которые не были предусмотрены на текущий год, могут осуществляться только после внесения в соответствующий закон соответствующих изменений.

Дефицит бюджета Пенсионного Фонда, возникающий в результате неполной или несвоевременной уплаты страхователями пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование, компенсируется за счет государственных средств в соответствии с федеральным законом о бюджете.

Закон о бюджете Пенсионного фонда РФ

Бюджет Пенсионного Фонда составляется страховщиком на следующий финансовый год с обязательным учетом сбалансированности доходной и расходной его частей и вступает в силу после представления проекта закона Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы, одобрения Советом Федерации и подписания его Президентом РФ.

Одновременно с принятием вышеуказанного Закона на следующий год, осуществляется бюджетное планирование и на два последующих финансовых года.

Законом о бюджете ПФР определяются его общие характеристики:

  • сумма прогнозируемых доходов с учетом межбюджетных трансфертов;
  • объем расходов с учетом межбюджетных трансфертов;
  • размер дефицита бюджета.

Также оговариваются некоторые особенности:

  • исполнения бюджета;
  • расходования средств в целях обеспечения деятельности центрального аппарата и территориальных подразделений Фонда;
  • расходования средств в сфере реализации социальной политики.

Закон о бюджете Пенсионного Фонда является нормативным актом федерального уровня. В настоящее время бюджета Пенсионного Фонда исполняется в соответствии с условиями, изложенными в тексте Федерального закона РФ от 19.12.2016 года № 416-ФЗ.

Дефицит средств ПФР в 2015 и 2016 году

Важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета.

Главной причиной такого положения служит резкое сокращение количества рабочих мест и фонда оплаты труда, возврат к «серым» схемам выплаты заработной платы и, как следствие, уменьшение суммы страховых взносов, поступающих в Пенсионный Фонд.

Дефицит бюджета ПФР в 2015 году составил 543,7 млрд. рублей, который был покрыт межбюджетным трансфертом.

Собранных Фондом в виде страховых взносов средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с досрочным выходом на пенсию, пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается, что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета.

Исходя из заявлений главы ПФР А.В. Дроздова, в ходе Петербургского экономического форума дефицит бюджета в 2016 году составил 0,8 трлн рублей, что связано с дальнейшим углублением экономического кризиса, который ведет к дальнейшему сокращению суммы страховых взносов, поступающих от работодателей.

Одной из мер, направленных на обеспечение устойчивости системы ОПС, согласно ст. 19 Закона № 167 от 15.12.2001, является создание резерва бюджета ПФР.

Формирование бюджета на 2017 год

В 2017 году прогнозирования расходования средств ПФР происходило на фоне продолжающегося увеличения количества пенсионеров и снижающейся величины трудящихся граждан, а значит и уменьшения финансовых поступлений в виде страховых взносов.

Министерством труда РФ на сайте нормативных документов был опубликован проект бюджета ПФ на 2017 год и плановые проекты на 2018 и 2020 годы, где:

  • прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
  • расходная его часть — 8,5 трлн. рублей.

Согласно содержанию документа, ожидаемый дефицит бюджета Фонда составит 181,7 миллиарда рублей.

Однако после издания и принятия соответствующего закона прогнозы стали еще менее утопичны: прогнозируемый объем доходов составил 8,36 трлн. рублей, объем расходов — 8,58 трлн. рублей, а дефицит бюджета сильно увеличился и составил 220,43 млрд рублей. Тем не менее, в 2017 году планируется проведение индексации пенсий на размер инфляции.

Согласно заявлению главы Пенсионного Фонда А. Дроздова, сделанному им 30 сентября 2016 года, в период 2017 — 2020 гг. пенсионные выплаты будут индексироваться только в соответствии с ростом потребительских цен.

В конце августа Правительством РФ было заявлено о замене второй индексации на разовую выплату в размере 5 тысяч рублей всем пенсионерам, получающим пенсии через ПФР, которая была произведена в январе будущего года.

Ссылка на основную публикацию