Единая система социального обеспечения: понятие, цели и задачи

Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИС СО) в России

Правовые принципы формирования соцполитики Российской Федерации позволяют издавать и реализовать нормативные акты в данной области различным законодательным органам от Госдумы до местного совета. Это сильно усложняет гражданам процесс использования права на помощь из казны. Власти взяли на себя ответственность по упрощению метода общения населения с госструктурами. Для этого в стране создана единая система по информированию о соцобеспечении (ЕГИС по СО).

Цели и задачи

Система представляет собой единый информационный центр — своеобразную библиотеку нормативных актов. Зарегистрированный пользователь сможет получить на ее электронных страницах любую необходимую информацию о социальной политике РФ и ее субъектов.

Разработчики поставили перед собой следующие цели при создании информационного электронного портала:

  1. Создание удобных для граждан условий для получения информации о мерах соцподдержки, предусмотренных для каждой конкретной группы населения.
  2. Упрощение методов хранения данных (позволяет избавиться от множества бумаг).
  3. Привлечение людей к сотрудничеству с государством в области реализации соцполитики.
  4. Организация механизма реализации права на соцподдержку по принципу «единого окна».
  5. Снижение документооборота при взаимодействии исполнительных властных структур разных уровней при организации социальной помощи населению.
  6. Формирование электронного механизма точного учета статистических данных о получателях помощи и предоставленных им услугах.

Для справки: система облегчает жизнь не только граждан, но и госслужащих.

В начале разработки ставились следующие задачи:

  • создание программного обеспечения, работающего с объемными базами данных:
    • нормативными актами различных уровней;
    • пользователями, предоставляющими персональные данные при регистрации;
  • предоставление информационных услуг высокого качества;
  • формирование удобного интерфейса, понятного для обычного человека;
  • разгрузка государственных служащих, работающих с населением;
  • увеличение эффективности бюджетных вложений в соцсферу;
  • создание нового современного механизма межведомственного взаимодействия;
  • анализ нормативной базы, выработанной за прошедшие десятилетия субъектами федерации и Госдумой, с целью выявления и устранения дублирующих функций;
  • рационализация планирования бюджетных расходов.

Важно: граждане получили инструмент, содержащий наиболее полную информацию о полагающихся социальных пособиях и иных видах помощи.

Нормативная основа

Мероприятия по созданию ЕГИС по СО получили нормативную основу путем введения главы 2.1 в закон № 178-ФЗ от 17.07.1999. В ее тексте раскрыты следующие моменты:

  • требования к информационному порталу;
  • полномочия операторов;
  • права граждан, ставших участниками системы.

Скачать для просмотра и печати:

Для справки: регистрация осуществляется на основании номера СНИЛС.

Принципы функционирования системы

Разработчики заложили следующие принципы в свое детище:

Кто является оператором и какие у него права

Полномочия по разработке и регулированию деятельности ЕГИС по СО возложены на Пенсионный фонд РФ (ПФР). Закон наделяет госорган следующими полномочиями:

  • определение правил взаимодействия с поставщиками и пользователями информации;
  • разработка технических параметров формы предоставления документов;
  • установление сроков и форм взаимодействия поставщиков информации с системой.

Для сведения: наполнением портала занимаются органы законодательной власти Российской Федерации. Кроме того, предоставляют сведения предприятия и организации, включенные в мероприятия по реализации соцзащиты. К примеру, общества по социальному сопровождению льготников.

Обязанность по предоставлению сведений законом возлагается на федеральные госструктуры, органы местного самоуправления и подведомственные организации. Таковые обязаны зарегистрироваться на портале до 31.12.17 и регулярно обновлять сведения о своей деятельности.

Что получает гражданин

На создание сложного информационного механизма власти потратили порядка двух миллиардов рублей. Теперь оценить такие огромные вложения предстоит простым пользователям. По идее, граждане должны получить очень удобный и функциональный инструмент, позволяющий ориентироваться в изменяющемся законодательстве.

Разработанный и введенный в действие информационный механизм позволит человеку следующее:

  • стать пользователем после введения минимума информации о себе — номера СНИЛС ;
  • получить полные сведения о полагающихся пособиях, льготах, выплатах и иных преференциях;
  • без труда разобраться в механизме предоставления привилегий, а именно:
    • в какой госорган следует обратиться;
    • какие документы собирать;
    • когда лучше подавать заявление;
    • в какие сроки осуществляются выплаты;
  • регулярно получать информацию:
    • об изменениях в нормативной базе;
    • о введение в действие новых соцпособий и льгот;
    • об увеличении выплат в разрезе пособий;
  • изучить права и ситуации, отменяющие их действие.

Важно: портал предназначен только для информирования граждан. Однако с его виртуальных страниц можно будет перейти на сайты соответствующих структур для подачи заявления. Например, на портал Госуслуги.

Как работает система

Для понимания постараемся объяснить несколькими предложениями механизм предоставления людям информационных услуг. Он отлажен так, чтобы каждый пользователь получал данные, нужные именно ему. Происходит персонификация по номеру СНИЛС .

Логика разработчиков такова:

  • СНИЛС оформляется для граждан РФ с рождения;
  • таковой используется при оформлении всех соцпособий и льгот (в ПФР, соцзащите и иных органах);
  • госструктуры наполняют систему данными, то есть сведения о каждом пользователе уже персонифицированы по следующим параметрам:
    • льготной категории;
    • видам получаемых пособий;
    • другим;
  • при обращении по номеру СНИЛС формируется индивидуальный перечень нормативных актов, интересный именно этому человеку.

Пример.

Иванов С., проживающий в Москве получит один перечень документов и госуслуг. А Петров М., зарегистрированный в Магадане — другой. А супруга Петрова Мария, являющаяся жертвой чернобыльской катастрофы, увидит перечень, отличный от того, что предоставлен мужу. Причем все это происходит автоматически. На основании имеющейся информации, переданной госструктурами, система подбирает соцуслуги персонально. Важно: в ЕГИС по СО нет обычных персональных данных человека: ни фамилии с именем, ни адреса жительства. Весь алгоритм построен на номере СНИЛС . Остальные сведения закодированы так, что их не сможет украсть ни один хакер.

Дополнительные функции

Когда разработчики задумывали такой сложный электронный механизм, ставили многоуровневые задачи. Одна из них — контрольная функция. Дело в том, что на реализацию соцмероприятий федеральный центр и регионы тратят огромное количество бюджетных средств ежегодно. Некоторая их часть расходуется незаконно. Как правило, нарушение происходит из-за того, что пособия начисляют тем, кто на таковые не имеет права.

  • заявителей, получающих пособия по поддельным документам;
  • чиновников, назначавших преференции без достаточных обоснований.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Обо всех изменениях будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию

Понятие и цели социального обеспечения

Функции социального обеспечения

Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни любого государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. В российской экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. По общему правилу, под социальным обеспечением понимаются различные виды помощи общества своим членам.

В науке сложились две основных концепции содержания понятия социального обеспечения – экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в это понятие все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное образование, бесплатное предоставление жилья либо жилищных субсидий, бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составляет способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Правовая концепция изначально базировалась на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности, на экономическом и субъектном критериях. Представители данной концепции считают, что социальное обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

К числу субъектов, которые пользовались особой заботой любого общества и государства на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан. Существовала и другая точка зрения, представители которой предложили ограничить пределы социального обеспечения строгой целевой направленностью. По их мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека». Появились сторонники «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, ряд сторонников «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по медицинскому обслуживанию и лечению, но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представители «широкой» сферы, напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное лечение может и должно входить в это понятие.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. Ряд ученых предлагает относить к сфере социального обеспечения также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.

Основными критериями (признаками), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным, в современной России являются:

1) источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных внебюджетных фондов, образуемых государством: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, фондов социальной поддержки населения, создаваемых в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Существует и негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных лиц;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению. Обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а для определенных их категорий, установленных в законе.На сегодняшний день это нетрудоспособные лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения. Оно устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлениисоответствующих обстоятельств, указанных в законе и связываемых с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам и когда помощь общества ему крайне необходима. Это в основном события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.п.);

4) цели предоставления обеспечения.Государство, предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, преследует определенные цели.Их можно условно подразделитьна ближайшие, промежуточные, конечные.Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества. Поэтому ближайшей целью любого вида социального обеспечения является материальная поддержка граждан, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях.

Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе основных положений международных норм. В соответствии с ними каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.В соответствии с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, т.е. осуществляется социальное обеспечение.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

К системе социального обеспечения в РФ относятся все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различные льготы и меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем – по причине отсутствии события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

Государственная система социального обеспечения

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

План занятия

1. Понятие и функции социального обеспечения.

2. Государственная система социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

• обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;

• имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

• заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (Приложение. Рис.1.):

• экономического характера (безработица);

• физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

• производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

• демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство) (Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования. Автореф.дис.д.ю.н. М., 2000. С.10; Попов В. г. Социальная защита населения в регионе. Учебное пособие. Екатеринбург, 1999. С.57-58.).

Рисунок 1. Социальные риски

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Студенты должны усвоить сущность социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Рыночная экономика не порождает автоматически механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг (Приложение. Рис.2.).

Рисунок 2. Социальное обеспечение

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Студентам необходимо хорошо изучить концепцию «социального государства», знать основные социально-экономические права человека, закрепленные в Конституции РФ и международных актах, усвоить их содержание.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция заключается: 1) в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; 2) в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); 3) в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; 4) в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Так, по данным официальной статистики, доходы самых богатых превышают доходы бедных более чем в 20 раз.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функциязаключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Знание функций социального обеспечения поможет студентам осознать сущность социального обеспечения, понять, что создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие государства.

Государственная система социального обеспечения

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организацонно-правовыми формами социального обеспечения (Приложение. Рис.3.). Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Рисунок 3. Организационно-правовые формы социального обеспечения

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст.241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст.22 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.

Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджетаохватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственная социальная помощьв последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения. (Приложение. Рис.2.)

Студенты должны знать, в каких формах в нашей стране реализуется конституционное право на социальное обеспечение, четко усвоить основные признаки организационно-правовых форм социального обеспечения, различать их по указанным признакам.

1. Что такое социальный риск? Какие виды социальных рисков Вы знаете?

2. Каковы основные причины создания государственной системы социального обеспечения?

3. В каких статьях Конституции РФ закреплено право человека на социальное обеспечение?

4. Как Вы понимаете концепцию «социального государства»?

5. В чем заключается содержание основных функций социального обеспечения?

6. В каких формах осуществляется реализация конституционного права каждого на социальное обеспечение?

7. Какие отличительные признаки государственного социального страхования Вы можете назвать?

8. Какие категории населения получают все виды социального обеспечения за счет средств федерального бюджета?

9. Каковы особенности государственной социальной помощи?

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 118 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Читайте также:

  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. I. Понятие социального института.
  3. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  4. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  5. II. Налоговая система.
  6. II. Уровень социального института.
  7. IV. Внешняя система
  8. IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
  9. V. Формы и методы контроля, система оценок
  10. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы