Кого могут лишить соцпособий?

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 54 в пункт 1 части 1 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 января 2012 г. N 2 часть 1 статьи 8 настоящего Закона дополнена пунктом 6

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы.

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 54 в пункт 4 части 2 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 5 ноября 2008 г. N 56 пункт 1 части 3 статьи 8 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г.

1) достижение ребенком возраста 18 лет;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 5 декабря 2012 г. N 64 в пункт 2 части 3 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее – получатель) с регистрационного учета в городе Москве;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 11 января 2012 г. N 2 пункт 3 части 3 статьи 8 настоящего Закона изложен в новой редакции

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи;

4) смерть ребенка;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 5 декабря 2012 г. N 64 часть 3 статьи 8 настоящего Закона дополнена пунктом 5

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 54 в пункт 6 части 3 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.

>
Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка
Содержание
Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 “О ежемесячном пособии на ребенка” (с изменениями и дополнениями)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Работающих родителей лишат детских пособий. Это правда?

На днях СМИ раскопали проект изменений в условиях социального страхования. А в нем — строчку, которая якобы означает отмену пособий для работающих родителей. Новостные ленты всю неделю пестрили заголовками:

Работающих мам лишат детских пособий

В России работающих родителей хотят лишить пособия по уходу за ребенком

Минтруд намерен изменить правила выплаты детских пособий

На самом деле никто не собирается лишать родителей пособий по уходу за детьми до полутора лет. Поправки не отменяют этих пособий даже для работающих родителей. Фактически они вообще ничего не меняют.

Вот как обстоят дела с пособиями по уходу за детьми и почему родителям не о чем беспокоиться, даже если они работают.

Что изменится для работающих родителей

Даже если родители работают, они все равно могут получать пособие по уходу за детьми до полутора лет:

  1. если работают неполное рабочее время;
  2. если это работа на дому — не путать с дистанционной.

Размер пособия составляет 40% среднего заработка, но максимум 26 152 Р в месяц.

Минтруд хочет запретить выплату этих пособий, если за ребенком ухаживает не сам работающий родитель, а кто-то другой. Потому что пособие платят за уход — тому, кто им занимается на самом деле.

Поправка нужна для борьбы со схемами, которые суды и соцстрах считают незаконными. Она не запрещает пособия работающим родителям. Условие о неполном рабочем времени и работе на дому не отменяют, и его можно будет использовать.

О каких пособиях речь

Нашумевшая поправка касается пособий по уходу за детьми до полутора лет. Это деньги, которые получает тот, кто сидит с ребенком. В отличие от декретных это пособие по уходу может получать даже папа или бабушка.

Такое пособие получают и работающие, и неработающие родители — разница в условиях назначения, суммах и источнике выплат. Но в любом случае это деньги из бюджета. Государство платит их родителям как компенсацию утраченного заработка.

Если родитель работал, то деньги на выплаты берут из фонда социального страхования — то есть из взносов, которые работодатель каждый месяц отчисляет, чтобы сотрудники могли получать больничные, декретные и пособия по уходу за детьми.

Сколько платят по уходу за детьми до полутора лет

Сумма пособия зависит от того, работал ли родитель на момент назначения выплаты. Каждый месяц мама или папа могут получать 40% от среднего заработка — или минимальную сумму, которая положена даже безработным.

Размер пособий по уходу за детьми до полутора лет

Кто получитСколько заплатятКуда обращатьсяОснование
Работающий родитель40% от среднего заработка, но не больше 26 152,27 Р в месяцк работодателюч. 5.1, 5.2 ст. 14 федерального закона № 255-ФЗ
Безработный родительза первого ребенка — 3277,45 Р ,
за второго — 6554,89 Р
в соцзащитупост. правительства от 24.01.2020 № 32

Можно ли работать и получать детские пособия до полутора лет

Да, можно. Но только если вы работаете на дому или неполный день. Это действующая норма федерального закона: работающим родителям официально разрешили получать и зарплату, и пособие. Но при этом требование ухаживать за ребенком никуда не делось — оно обязательное.

Например, мама до родов работала бухгалтером за оклад — 40 000 Р . После рождения ребенка она ушла в отпуск по уходу до полутора лет. Ей платили 40% от среднего заработка — по 16 000 Р в месяц. Но через полгода мама решила выходить на работу на три часа в день два раза в неделю и часть отчетов составлять из дома. А в остальное время она, как и раньше, сидит с ребенком. Работодатель будет платить ей зарплату за отработанное время — например 15 000 Р в месяц. А соцстрах — пособие по уходу за ребенком, те же 16 000 Р . Всего мама будет получать 31 000 Р . Получится, что мама работает, но право на пособие не теряет: она успевает выполнять обязанности бухгалтера и ухаживать за ребенком.

В этот пункт закона никаких поправок вносить не собираются — работающие родители смогут получать пособие по уходу за детьми, даже если проект Минтруда превратится в федеральный закон.

В чем проблема с пособиями работающих родителей

Пособия по уходу за детьми могут получать и мамы, и папы. Поэтому некоторые семьи придумали схемы, как получать и зарплату, и пособия. Или просто забирать у государства максимум, формально не нарушая закон.

Мама безработная, папа — в декрет. Допустим, мама вообще не работает, зато у папы неплохая зарплата. Обычно в таких случаях мама получает минимальное пособие от соцзащиты. Папа продолжает работать и получать зарплату. Но если папа вместо мамы возьмет фиктивный отпуск по уходу за ребенком и оформит на работе неполный рабочий день, он сможет получать и зарплату, и пособие в размере 40%.

Получится, что мама сидит с малышом, а государство платит семье больше денег, потому что все оформлено так, как будто за ним ухаживает отец. Если у папы зарплата 60 000 Р , он получит еще 24 000 Р в виде пособия. Это больше, чем те три тысячи, что получала бы безработная мама.

Мама работает, с ребенком — няня. Мама может родить ребенка, а через пару месяцев уже выйти на работу, причем на полный день. С ребенком фактически будет находиться няня или бабушка. Работодатель формально сократит маме рабочий день на пару часов, будет платить ей зарплату, а соцстрах — пособие. И хотя у мамы нет времени, чтобы полноценно ухаживать за ребенком, государство платит ей пособие. Если у мамы зарплата 50 000 Р , пособие составит 20 000 Р . А чтобы его получить, нужно всего лишь оформить документы на неполный рабочий день.

Государству все это не нравится. Оно не хочет платить деньги тем, кто ухаживает за ребенком только на бумаге. С точки зрения государства, пособие — это компенсация неполученной зарплаты, а не прибавка к ней.

Чтобы находить такие схемы, ФСС проводит проверки. Иногда выясняется, что в некоторых организациях папы массово уходят в декрет, уменьшая рабочее время на час в пятницу или на пять минут каждый день и почти не теряя в зарплате. И хотя никакой конкретики по поводу длительности неполного времени работы в законах нет, но работодателей наказывают и заставляют возвращать деньги.

Это тоже не изменения: так было и раньше. Страдали от таких схем именно работодатели: деньги забирали у них, а потребовать переплату у работников было проблематично.

Все это не значит, что работающие родители незаконно получали пособия. Большинство тех, кто работает неполный день или на дому, получают и зарплату, и деньги из бюджета — и никто к ним не придирается. Потому что все законно и аккуратно оформлено.

Работающие родители все равно смогут получать пособия по уходу за детьми

Родители, которые работают неполный день, не лишатся пособий автоматически. Из той же статьи никто не убирал норму об их праве на выплаты из бюджета.

Если мама работает на дому и при этом ухаживает за ребенком, она будет получать пособие и зарплату. Если папа ушел в декрет и выходит на работу на два часа в день, он тоже будет получать деньги от ФСС дополнительно к основному заработку.

А вот если папа фиктивно сократил рабочий день на два часа, а супруга не работает — очевидно, что с ребенком сидит именно она. Папе будет сложнее доказать, что именно он укладывает малыша спать, меняет ему подгузники, готовит смесь и ходит на прогулки. А значит, и с пособиями теоретически могут быть накладки. Государство считает, что право на него есть у безработной мамы, а не у папы. Суды и без этих поправок уже упоминали неработающих мам при отказе папам в пособиях. Так что ничего нового в 2021 году в этом плане не произойдет.

Так Минтруд пытается бороться с фиктивными отпусками по уходу за ребенком. Но это не означает отмены пособий работающим родителям. Даже если папу во время декрета отправили в командировку на пять дней и все это время он совсем не видел ребенка, это еще не значит, что он за ним не ухаживает.

Непонятно, как ФСС будет доказывать, кто сидит с ребенком

Сейчас ФСС проверяет, на сколько у работающего родителя сократился рабочий день и как уменьшилась зарплата. Опасно убирать из табеля один час в неделю, а из ведомости по зарплате — 5% заработка. Но если сократить рабочее время в два раза, пропорционально уменьшить зарплату и при этом получать 26 тысяч в виде пособия из бюджета — все законно, ФСС не к чему придраться.

С учетом поправок, с 2021 года проверяющие как будто получат право отменить пособие даже при таком раскладе. Но для этого им придется доказать, что с ребенком сидит не тот, кто оформил уход за ним. Интересно, как они будут это делать.

Судя по всему, рискуют только те самые папы, что работают на мясокомбинатах или электромонтажных предприятиях и сокращают рабочее время на час в неделю ради пособий, хотя с ребенком сидят неработающие мамы. Но ФСС борется с этим и без новых поправок.

Уточнений о длительности неполного рабочего времени по-прежнему нет

Пункт, который хотят добавить в закон о пособиях, почти ничего не изменит. Зато остается нерешенной другая проблема: при какой длительности рабочего времени можно получать пособие. В п. 2 ст. 11.1 закона об обязательном страховании написано, что рабочее время должно быть «неполным», а уточнений нет ни в законе о социальном страховании, ни в трудовом кодексе. Какое время считается неполным? Можно ли, например, сократить рабочий день на два часа — или нужно в два раза?

Неполными могут быть и рабочий день, и рабочая неделя. Получается, что работать три дня в неделю по 8 часов — это тоже неполное время. И хотя в течение трех дней работающая мама почти не будет видеть ребенка, формально она имеет право на пособие.

Чтобы избежать проблем с проверками соцстраха, надежнее всего ориентироваться на сокращение зарплаты: работающий родитель должен так уменьшить рабочее время, чтобы потери заработка были не меньше пособия по уходу. Тогда это точно будет компенсацией, как и задумано государством. И сейчас, и в 2021 году.

Путинских выплат поправки не касаются

Кроме пособий по уходу за детьми до полутора лет семья может получать ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка — их еще называют путинскими. Этих пособий поправки вообще не касаются. Для них трудоустройство и статус родителей не имеют никакого значения. Мама и папа могут работать полный день, а могут вообще никогда не работать, но это пособие все равно получат.

Кого могут лишить соцпособий?

Минтруд подготовил проект поправок в законы о социальном страховании и пособиях на детей, согласно которым претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком и уделяет этому достаточно времени, даже если работает неполный рабочий день, уточнили РБК в ведомстве.

Министерство предлагает дополнить условия выплаты новым пунктом: «В случае если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». На предложение министерства обратила внимание член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека политолог Екатерина Шульман.

Пособие за фактический уход

Сейчас согласно закону выплата пособия не прекращается, если его получатель (мать или отец ребенка, опекун или другой родственник), находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день или на дому и продолжает ухаживать за младенцем.

Если пособие по уходу за ребенком оформлено на мать, но фактически уход за ним осуществляет другой член семьи, не находящийся в отпуске по уходу за ребенком, например, отец или бабушка, то именно он имеет право на получение выплаты и должен ее получать, считают в Минтруде. Соответственно, мать ребенка в случае, если работает неполный рабочий день, а уход фактически осуществляет отец, права на получение указанного пособия не имеет, считают в министерстве.

«Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода», — пояснили в ведомстве.

  • Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком со дня начала отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. Хотя ухаживать за ним могут несколько членов семьи, пособие выплачивается только одному из них.
  • Размер ежемесячного пособия составляет 40% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть меньше 3,3 тыс. руб. на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. Максимальный размер пособия — 26,2 тыс. руб.
  • Пособие назначается трудоспособным гражданам, которые берут отпуск по уходу за ребенком (то есть на бабушку старше пенсионного возраста оформить пособие нельзя). Родитель, который находится в трудоспособном возрасте, но, к примеру, никогда не работал, может обратиться за пособием в органы социальной защиты и получать выплаты в минимальном объеме.
  • За 2018 год выплачено 16,5 млн пособий по уходу за ребенком до полутора лет, а за первое полугодие 2020 года — более 7 млн пособий, сообщили РБК в Фонде социального страхования. Расходы фонда на 2020 год на выплату этого пособия запланированы в объеме 167,1 млрд руб.

Борьба со злоупотреблениями

Инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие, объяснили в министерстве. Максимальная продолжительность неполного рабочего времени сейчас никак законодательно не регламентирована, отмечают в Минтруде. Такое время устанавливается по соглашению между работником и работодателем в каждом конкретном случае. Но если мать или отец, формально работая неполный рабочий день, фактически проводят на работе больше времени, чем это нужно для полноценного ухода, пособие в таком случае они получать не должны, считают в Минтруде.

«Сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком и повлекшая утрату заработка», — считают в министерстве. При незначительном уменьшении рабочего времени, причем в некоторых случаях сокращение рабочего дня имеет только документальное оформление, застрахованное лицо работает практически полный рабочий день и не осуществляет фактически уход за ребенком, эквивалентный тому, который мог бы быть, если бы он не работал, уточнили в Минтруде. «У застрахованного лица остается право как на получение заработной платы практически в полном объеме, так и на получение пособия», — отмечает ведомство, выступающее против такой практики.

«В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом», — считают в Минтруде, отмечая, что аналогичной позиции придерживается Верховный суд.

Очевидно, что, если родитель работает почти полный рабочий день, за ребенком в это время должен ухаживать кто-то другой.

В ответ на запрос РБК в Минтруде уточнили, что получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит на неполный рабочий день.

Экономия бюджетных средств

Размер пособия сегодня недостаточен для того, чтобы семья могла бы полностью освободить женщину от работы; ее продолжение во время отпуска по уходу за ребенком — это во многом вынужденная мера, утверждает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Доказать наличие злоупотребления правом не представляется возможным, в данном случае инициатива связана с экономией бюджетных средств. Если бы власти хотели добиться того, чтобы женщины полноценно воспитывали детей, то нужно было бы повышать пособие», — считает он.

Предложенная Минтрудом мера может снизить расходы государства на выплаты пособий, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Такие изменения призваны усложнить пути получения пособия со стороны работающих родителей, однако они не являются панацеей в этом вопросе, поскольку родители и работодатель могут договориться между собой и документарно рабочие отношения не оформлять, а в таком случае по факту поправка бессильна», — заметил РБК эксперт.

Естественная убыль населения признается властями катастрофической, и в 2020 году она продолжает ускоряться: за январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2018 года, следует из данных Росстата. Главная причина — значительное падение рождаемости при низких темпах снижения смертности.

Рождаемость сокращается из-за снижения числа женщин в репродуктивном возрасте, сейчас в основном это представительницы малочисленных поколений 1990-х годов. Преимущественный возраст первых рождений для матерей сейчас составляет 25–34 года, что сокращает возможности рождения вторых и третьих детей. «Важно стимулировать первые рождения, чтобы женщины не боялись рожать в молодом возрасте», — заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

Работающих родителей могут лишить пособия по уходу за ребенком

Получать пособия по уходу за ребенком до полутора лет должны лишь те родители, которые уделяют достаточное внимание малышу. Работающие семейные россияне не могут претендовать на данный тип выплат, считают в Минтруде. Министерство уже подготовило соответствующий законопроект об изменении условий поддержки тем, кто лишь формально ухаживает за своими детьми до полутора лет. С документом можно ознакомиться на портале правовой информации.

По задумке авторов инициативы, выплаты из бюджета должен получать только тот человек, который реально сидит с ребенком на протяжении всего положенного срока. «Если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается», — значится в пояснительной записке к законопроекту.

В министерстве также уточнили, что если опекун при неполном рабочем дне проводит на работе больше времени, чем с ребенком, то деньги по уходу за малышом не должны поступать ему на карту ежемесячно. При таком раскладе

средства должны поступать на счет того, кто выполняет обязанности родителя, пока тот трудится — например, их родственникам.

Сейчас по закону выплата пособия не прекращается, если его получатель, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день. Деньги продолжают поступать даже в том случае, если мать, отец или опекун фактически работают полный день. Все дело в том, что действующее законодательство никак не регламентирует количество часов, проведенных на работе сотрудником, который официально находится в декретном отпуске. Это показатель устанавливается лично между работником и работодателем. То есть на практике руководство формально может сократить своему сотруднику рабочий день на час, что обеспечит ему право на пособие.

В итоге россияне получают и зарплату в полном объеме, и выплаты по уходу за ребенком.

Минтруд такую практику расценивает как нарушение трудового законодательства. «В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом»,— указывают в ведомстве.

Между тем в министерстве говорят, что возможное вступление в силу подобных поправок не означает, что лишать пособия будут всех работающих родителей. Получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит трудиться, пояснили принадлежащему Григорию Березкину РБК в ведомстве.

К моменту публикации материала «Газете.Ru» не удалось получить оперативный комментарий от Минтруда.

Плата за рождаемость

В настоящий момент размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет порядка 40% от среднего заработка гражданина до выхода в оплачиваемый декретный отпуск. Средства выплачиваются только тем сотрудникам, которые официально работали по трудовому договору, а работодатель исправно платил за них страховые взносы. По закону россиянин, находясь в декрете, должен получать не менее 3,3 тыс. рублей в месяц на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. При этом размер пособия не может быть выше 26,2 тыс. рублей.

Впрочем, и этих средств не всегда хватает на полноценный уход за малышом, жалуются молодые родители.По данным свежего опроса ВЦИОМ, лишь 27% россиян считают меры эффективными, в то время как больше половины опрошенных ратуют за повышение количества льгот. При этом около 52% респондентов отмечают, что только на выплаты от государства без дополнительного заработка прожить матери и малолетнему ребенку крайне сложно.

Впрочем, если на детей до полутора лет государство выплачивает все же более-менее адекватные деньги, то дальше размер выплат драматически падает, признают эксперты. Сейчас родитель, у которого на обеспечении находится ребенок от 1,5 до 3 лет, получает из бюджета всего лишь 50 рублей в месяц.

с 2020 года родители детей до трех лет будут ежемесячно получать от государства 12 тыс. рублей, обещает правительство.

Но деньги увидят только малоимущие семьи, чей суммарный доход не превышает двух прожиточных минимумов.То есть с учетом того, что такая семья обычно состоит из матери, отца и ребенка, это означает, что доход отца-кормильца семьи должен быть чуть меньше 45 тыс. рублей в месяц, отметила в разговоре с «Газетой.Ru» председатель молодежного парламента при Госдуме Мария Воропаева.

Но даже если семья подходит под категорию малоимущих, то и это не дает ей право на автоматическое получение денег. Проблема в том, что часто для того, чтобы получить эти выплаты, женщине надо пройти многочисленные «круги бюрократического ада», так как отделы социального обеспечения трактуют перечень необходимых для назначения выплат документов «кто во что горазд», указала эксперт. Например, даже в Москве эту выплату нельзя оформить через сайт Госуслуг, то есть нельзя понять, какие именно документы нужны.

Даже если родители успешно преодолеют испытания бюрократической машины, пособие выплачивается только на первого ребенка, в то время как и второй, и пятый тоже хотят кушать, отметила председатель Всероссийского общественного движения «Национальный Родительский Комитет» Ирина Волынец. По ее словам, подобные половинчатые меры по-прежнему не выступают для россиян стимулом заводить детей, что в итоге негативно сказывается на уровне рождаемости.

Тем временем естественная убыль населения в 2020 году продолжает ускоряться.

За январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2018 года,

Ссылка на основную публикацию