Социальная норма потребления электроэнергии: размер и тарифы

Нормативы потребления электрической энергии

Повсеместно мы пользуемся светом, бытовыми приборами и не представляем жизнь без электричества. В современном мире эта жилищно-коммунальная услуга, пожалуй, одна из востребованных.

Правительством установлены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, и они постоянно увеличиваются. Тем самым государство стимулирует граждан устанавливать приборы учета, которые в итоге позволяют экономить расход ресурса.

Но еще достаточно большой процент квартир не оборудованы индивидуальными счетчиками на электричество. Таким собственникам расчет потребления производится из норматива на одного проживающего и стоимости тарифа на 1 киловаттчас.

Норма потребления эл. энергии устанавливается региональными властями.

Определение понятий

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Правовая база

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2020 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.

Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:

ГородМаксимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/чМаксимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч
С газовой плитойС электроплитойС газовой плитойС электроплитой
Москва941443249
Санкт-Петербург1391964767
Новосибирск1562135373
Пермь1852636389
Волгоград1231734259
Вологда971473350
Ярославль811082837
Омск971653356
Екатеринбург1021603554
Тюмень1352104672
Пермь1171924065
Казань1231734259
Ростов-на-Дону1321824562
Барнаул (Алтай)176,56232,0160,0478,88
Новосибирск1081563753
Самара1031243542

Более подробную информацию найдете в постановлениях «Об утверждении нормативов коммунальной услуги по электроснабжению на территории города или области»:

Для применения нормативов используются дополнительные условия:

  • для сельских жителей норма увеличивается на 90 кВт/час;
  • одинокий пенсионер оплачивает электричество первый год по тарифу ниже установленного, затем применяется социальный норматив;
  • если дачный дом имеет подключение к электросетям и не установлен счетчик, то плата рассчитывается для одного человека.

Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них. Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.

Отметим, что при выходе счетчика из строя на его замену дается три месяца, в течение которых плата за ресурс будет рассчитываться из среднего потребления за предыдущие три месяца. С четвертого месяца, если прибор так и не заменен, будет применяться норматив потребления, что обойдется потребителю существенно дороже.

Как рассчитать

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Видео: Социальную норму потребления электричества

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Социальная норма энергопотребления

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма — это объём потребления электроэнергии, который оплачивается по сниженному тарифу. Электроэнергия, потреблённая сверх нормы, оплачивается по более высокому тарифу.

Орловская область вошла в число семи пилотных регионов, где введена социальная норма потребления электроэнергии. С 1 сентября 2013 года она составляет 190 кВт*ч на одного человека, на второго члена семьи 50 кВт*ч, на третьего, четвёртого, пятого — по 20 кВт*ч. С введением социальной нормы с 1 сентября 2013 года тарифы на электроэнергию на территории Орловской области снижены относительно действующих с 1 июля 2013 года.

Зачем вводится социальная норма потребления электроэнергии?

Решение о введении было инициировано Правительством РФ, оно же определило перечень пилотных регионов. Одна из основных задач социальной нормы — снижение потребления электроэнергии за счёт повышения энергосбережения и энергоэффективности.

Кто и как определил размер социальной нормы в Орловской области?

Каждый регион самостоятельно устанавливает размер социальной нормы, при этом порядок расчёта определён Постановлением Правительства РФ № 614 от 22.07.2013. Размер соцнормы в Орловской области установлен приказом № от 24.08.2013 Управления по тарифам Орловской области.

Что влияет на размер социальной нормы?

Социальная норма потребления применяется к объёму потребления электроэнергии в жилых помещениях и на общедомовые нужды (ОДН). Размер социальной нормы зависит от количества человек, зарегистрированных в доме или квартире.

Социальная норма увеличивается в 1,5 раза для следующих категорий потребителей: одиноко проживающие пенсионеры по старости или инвалидности, а также семьи, состоящие только из пенсионеров (например, супруги-пенсионеры), многодетные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды или дети-инвалиды, замещающие семьи, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей.

Какова социальная норма потребления электроэнергии для домохозяйств?

  • ноль человек — 190 кВт*ч
  • один человек — 190 кВт*ч
  • два человека — 240 кВт*ч
  • три человека — 260 кВт*ч
  • четыре человека — 280 кВт*ч
  • пять и больше человек — 300 кВт*ч

Какие предусмотрены надбавки?

Если жильё официально признано аварийным или ветхим, с износом более 70% — коэффициент 1,2.

Если жильё официально признано аварийным или ветхим, с износом более 90% — коэффициент 1,5

На домохозяйство в сельской местности + 100 кВт*ч.
На домохозяйство с электрокотлом в период отопительного сезона* +3000 кВт*ч.
На человека для домохозяйств с электроплитами* +90 кВт*ч.
На человека для домохозяйств с электроводонагревом* +100 кВт*ч.

* Только для домов, оборудованных в установленном порядке.

По каким тарифам производится расчёт за электроэнергию в данный момент?

Для городского населения с газовыми плитами тариф с 1 июля 2020 года составил: в пределах соцнормы — 3,84 руб.; сверх соцнормы — 5,19 руб.

Для сельского населения, а также городского населения с электроплитами: в пределах соцнормы — 2,69 руб.; сверх соцнормы — 3,63 руб.

Норматив потребления электроэнергии на человека в Московской области

Многие владельцы недвижимости слышали о таком понятии, как норма на электроэнергию для населения, но мало кто знает, что это означает на практике. Регулирование данного вопроса осуществляется на законодательном уровне.

Закажи карту “100 дней без %” до 31 декабря и получай:

В обзоре мы подробно расскажем обо всех нюансах расчёта норматива энергопотребления, а также расскажем, по каким показателям ведётся учёт.

Чем регламентируется норматив потребления электроэнергии

Расчёт потребляемого электричества населением регулируется на законодательном уровне несколькими Федеральными законами и Постановлением Правительства РФ. От установленных нормативов во многом зависит конечная сумма в квитанциях за электроэнергию. Рассмотрим главные аспекты каждого закона более детально, чтобы иметь полное представление о данном вопросе.

Правительственное постановление № 614

В данном документе описаны правила проведения выборочной проверки для установления норматива, а также представлены методики проведения расчётов и сбора статистических сведений. Помимо этого, указаны категории жилых помещений, для которых определён фиксированный предел потребления электричества. При его превышении гражданин обязан оплачивать услуги с применением повышающих коэффициентов.

Смысл Постановления в том, чтобы 70% населения могли уложиться в установленные нормы без ущемления для себя и своей семьи, влияющего на качество жизни. В среднем определён показатель в 70 кВт/ч на одного жильца. Данная цифра может изменяться региональным поставщиком, но такие действия должны быть обоснованы статистическими данными по региону.

Дело в том, что наша страна большая и находится в разных климатических зонах. Соответственно, меняется потребления электричества, так как оно идёт на освещение, отопление и прочие нужды.

В статье 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013 г. определены размеры платы за потреблённую энергию при отсутствии электросчётчиков.

Таким образом, если в помещении есть техвозможность установления электросчётчика, но владелец по каким-либо причинам не делает этого, то оплачивать он будет по нормативу и повышающему его коэффициенту. Но если техвозможности нет и это доказано документами установленной формы, то оплата будет проводиться по фиксированным ставкам без повышения. Поэтому если у Вас не установлен прибор учёта, то при коммунальных начислениях нужно обращаться к статье 33 ПП №614.

Важно! В законе написано “понижающий коэффициент”. Этот термин относится к льготе. Он повышает установленный тариф.

А также в Постановлении указаны коэффициенты, влияющие на повышение ставки при поломке электросчётчика. То есть если потребитель не устранил проблему путём установления нового прибора учёта, то по истечении 2 месяцев к нему будут применяться следующие коэффициенты:

  • в первые полгода – 0,9%;
  • в каждом последующем периоде, равном 6 месяцам – 0,1.

В данном законе в статье 38 указано, что норматив может быть пересмотрен в отношении некоторых категорий граждан в сторону уменьшения, но для этого нужно подать заявление в энергоснабжающую компанию.

Перерасчёт производится в течение 10 рабочих дней. При этом берётся период начала возникновения прав на льготу, но не более чем за 1 год.

При появлении основания на получение льготы гражданин должен самостоятельно уведомить об этом исполнителя, то есть энергоснабжающую организацию.

Пунктом №14 установлена льготная категория граждан, имеющих право на снижение социальной нормы с применением коэффициента 1,5. При этом объём потребляемой энергии не должен выходить за пределы нормы.

Ранее к таким категориям относили только одиноко проживающих пенсионеров и их домохозяйства. Как видно из закона, перечень был расширен. Теперь большая часть граждан может воспользоваться льготами по электроэнергии.

Федеральный закон № 35-ФЗ

Данный закон направлен на определение полномочий органов госвласти, регулирование отношений в сфере электроэнергетики. Также он определяет права и обязанности субъектов, осуществляющих деятельность в области поставки и выработки электричества, и потребителей.

В настоящем законе в статье 3 определены основные понятия электроэнергетики:

  1. Расчётный период.
  2. Ценовые и неценовые зоны.
  3. Гарантирующий поставщик.
  4. Территориальная сетевая организация.
  5. Виды отключений и многое другое.

Федеральный закон носит универсальный характер, создаёт единые правила регулирования отношений и распространяется как на потребителей, так и на субъектов оптово-розничных рынков энергетики.

В пункте 5 статьи 23 говорится о принципах и методах регулирования цен. Установлено, что поставщик не может изменять тарифы чаще, чем раз в месяц. Поэтому энергосбытовые компании изменяют цены на поставляемый энергоресурс в конце года.

Статья 38 регулирует отношения между поставщиками электроэнергии и потребителями. Так, в ней описано, что за качество поставляемого энергоресурса отвечает субъект электроэнергетики в соответствии с техрегламентами и иными обязательными требованиями.

С целью соблюдения надёжности, поставляемого энергоресурса до потребителя, законом установлено, что должны соблюдаться правила техэксплуатации сетей. Обязательно наличие гарантирующего поставщика, отвечающего за бесперебойную работу всей схемы поставки электричества клиенту.

Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г

Настоящий закон направлен на регулирование отношений по энергоснабжению и действий, связанных с повышением энергоэффективности. Именно с этой целью был создан закон № 261-ФЗ: ввести и закрепить на государственном уровне экономическое, правовое и организационное стимулирование в области энергосбережения и энергоэффективности.

Как сказано в статье 5, действие данного закона распространяется:

  • на деятельность, где применяются различного рода энергоресурсы;
  • на энергетические ресурсы и воду, подаваемую через центральное водоснабжение;
  • на организации, относящиеся к коммунальным хозяйствам, субъектам естественных монополий, регулирование цен (тарифов) которых производится государством РФ;
  • на область обороны государства и его безопасности.

В статье 13 говорится о применении приборов учёта потребляемых ресурсов и об обязанности устанавливать системы измерения в жилых и нежилых помещениях. При этом оборудование должно соответствовать требованиям законодательству РФ. Не подлежат установке электросчётчиков следующие объекты:

  • ветхое и аварийное жильё;
  • здания, находящиеся в списках под снос;
  • здания, ожидающие капремонта.

В пункте 9 статьи 13 говорится, что организации, осуществляющие деятельность по передаче энергоресурсов по общим инженерным сетям, обязаны проводить работы по установке приборов учёта. При этом они не могут отказать гражданам в заключении такого договора, если клиент обслуживается на их участке. Также в данном пункте сказано, что цена проведения работ по установке новых ПУ устанавливается по соглашению сторон, то есть имеет место свободное ценообразование. Если клиенту предоставляется рассрочка платежа, то процент по ней не должен превышать установленную на день заключения договора ставку рефинансирования ЦБ РФ. Исключение составляют средства бюджета, по которым допускается повышенная ставка.

О социальной норме говорится в пункте 4 статьи 27, где уточняется, что её могут устанавливать только органы госвласти и местного самоуправления, имеющие на то полномочия. При этом в обязательном порядке разница должна быть компенсирована энергосбытовой компании.

Как рассчитывается норматив электроэнергии

В каждом регионе установлены свои нормы потребления электроэнергии из расчёта на одного человека. Ознакомиться с ними можно на сайте своей энергоснабжающей компании. Для жителей Москвы и области такой является “Мосэнергосбыт”.

Если у собственника жилья не установлен счётчик, то расчёт потребляемой энергии ведётся по нормативу. Формула расчёта следующая:

Если электросчётчик отсутствует или показания по ПУ не передаются жильцом более полугода, то расчёт будет проводиться по другой формуле:

По Москве действуют следующие нормативы:

Одинокий гражданинСемья, в т.ч. и с детьми-инвалидами
с газовой плитой50 кВт/ч45 кВт/ч
с электроплитой80 кВт/ч70 кВт/ч

Оплату по нормативу производят в следующих случаях:

  • не установлен электросчётчик;
  • прибор учёта установлен, но не введён в эксплуатацию;
  • не обнаружен узел учёта.

Начисление электроэнергии по нормативу при наличии счётчика также возможно. К таким ситуациям относят следующие:

  • когда прибор установлен, но не принят к учёту энергоснабжающей компанией;
  • когда электросчётчик сломан и новый не установлен.

Показатели, которые влияют на величину норматива

На размер начисления норматива влияют показания, к которым относят:

  • количество граждан, временно или постоянно проживающих на данной жилплощади;
  • наличие льгот;
  • установленный регионом норматив;
  • применяемый тариф.

Справка! Если согласно техприсоединению у объекта нет возможности установить электросчётчик, то повышающий коэффициент не применяется. Это правило также относится к ветхому и аварийному жилью.

Установленный норматив зависит от некоторых факторов:

  1. Наличие или отсутствие электроплиты.
  2. Регион нахождения объекта.
  3. Сельская или городская черта.
  4. Наличие у потребителя социальной нормы, то есть льготы.

Ограничения потребления электроэнергии для физических лиц

В некоторых ситуациях энергоснабжающие компании на законных основаниях могут отключать жилые объекты от электричества. Ограничение потребления электроэнергии для физических лиц может произойти в следующих ситуациях:

  1. Образование долга, в сумме составляющего более 2 месяцев.
  2. Требование судебных приставов.
  3. Дальнейшее использование внутридомового оборудования небезопасно для жизни и здоровья людей.
  4. У присоединённого по временной схеме объекта закончился срок технологического присоединения или возникли основания для досрочного расторжения договора.

При этом поставщик должен уведомить потребителя о введении мер ограничивающего характера одним или несколькими способами:

  1. Сообщение на телефон.
  2. Звонок лично потребителю по указанным контактам.
  3. В квитанции об оплате.
  4. Письмо на электронную почту.
  5. Публикация в периодическом печатном издании, где публикуются законодательные и нормативные акты.

Поэтому если потребитель говорит, что не получал уведомлений, то это ещё не означает, что компания-поставщик действует незаконно.

Нормативы потребления электроэнергии в частном доме

Жилые дома в основном отапливаются за счёт электрокотлов, потребляющих значительное количество энергии. Для того чтобы определить норматив для своего объекта, нужно посмотреть в техусловия. В них указывается мощность и часы работы отопительной системы.

Если в доме отсутствует электросчётчик, то для определения общего количества потреблённого ресурса нужно сложить количество энергии, ушедшей на бытовые нужды, и электричества, потраченного на отопление.

Важно! Если у Вас установлен электросчётчик, но контролёр не смог дважды снять с него показания, то составляется акт отказа. После этого в течение 3 месяцев оплата будет проводиться по средним показателям, а после — по нормативу.

Норматив потребления электроэнергии без счётчика

В тех ситуациях, когда возможна установка прибора учёта, но собственник жилья отказался от неё, расчёт ведётся по нормативу. То же правило действует и в отношении тех жильцов, у которых электросчётчик стоит, но по каким-либо причинам он не введён в эксплуатацию.

Нормативы устанавливаются на региональном уровне. Поэтому точную информацию можно получить в своей энергосбытовой компании или на её сайте. Применяемая ставка в данной ситуации “Однотарифная”. Она действует в зависимости от сезонности. В расчёт берётся количество проживающих и даже временно прописанных лиц. Формула расчёта указана в статье выше.

Необходимо учитывать, что при составлении подсчётов расхода электроэнергии для объектов, где не установлен электросчётчик, но техническая возможность установки имеется, дополнительно применяется повышающий коэффициент в размере 1,5.

Если Вы столкнулись с расчётами по нормативам, то мы просим поделиться своим опытом и подробно рассказать о своей ситуации. Ваш отзыв очень важен для энергосбытовой компании и других потребителей.

Социальная норма на электроэнергию

С 1 сентября 2013 года в Ростовской области введена социальная норма электроснабжения. Это объем потребленной электроэнергии, который оплачивается по сниженному тарифу.

Расчет социальной нормы

Социальная норма на первого зарегистрированного

Социальная норма на второго зарегистрированного

Социальная норма на следующих зарегистрированных

40 кВт/ч начиная с третьего и на каждого последующего

Льгота по оплате в первый год социальной нормы всего объема потребления электроэнергии, а со второго года с применением повышающего коэффициента 1,5

Одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров

– семьи, имеющие в составе инвалидов (в т.ч. детей-инвалидов);
– семьи имеющие детей на попечении

Надбавка на электроплиты

43 кВтч на человека, но не менее 90 кВтч на одно домохозяйство

Надбавка на электрические водонагревательные установки

300 кВтч на человека

Степень износа жилого фонда

Аварийное жилье и жилье со степенью износа 70% и более

Сезонные надбавки

Повышающий коэффициент 1,1 в июне, июле и августе, а в феврале, марте и апреле понижающий -0,9.

Отсутствие верхнего ограничения размера соцнормы

Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного – и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.

Перечень льготных категорий

По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: много­детные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные се­мьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения роди­телей.

Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Для того чтобы воспользо­ваться этим правом, нужно об­ратиться в абонентский отдел ПАО “ТНС энерго Ростов-на-Дону” по месту житель­ства, куда необходимо предоставить докумен­ты, подтверждающие статус се­мьи.

Коэффициенты сезонности

С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле – понижающий – 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).

Как применять коэффициент сезонности? – Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.

Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч – это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в меся­цы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.

Нормативы потребления электрической энергии

Повсеместно мы пользуемся светом, бытовыми приборами и не представляем жизнь без электричества. В современном мире эта жилищно-коммунальная услуга, пожалуй, одна из востребованных.

Правительством установлены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, и они постоянно увеличиваются. Тем самым государство стимулирует граждан устанавливать приборы учета, которые в итоге позволяют экономить расход ресурса.

Но еще достаточно большой процент квартир не оборудованы индивидуальными счетчиками на электричество. Таким собственникам расчет потребления производится из норматива на одного проживающего и стоимости тарифа на 1 киловаттчас.

Норма потребления эл. энергии устанавливается региональными властями.

Определение понятий

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Правовая база

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2020 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.

Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:

ГородМаксимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/чМаксимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч
С газовой плитойС электроплитойС газовой плитойС электроплитой
Москва941443249
Санкт-Петербург1391964767
Новосибирск1562135373
Пермь1852636389
Волгоград1231734259
Вологда971473350
Ярославль811082837
Омск971653356
Екатеринбург1021603554
Тюмень1352104672
Пермь1171924065
Казань1231734259
Ростов-на-Дону1321824562
Барнаул (Алтай)176,56232,0160,0478,88
Новосибирск1081563753
Самара1031243542

Более подробную информацию найдете в постановлениях «Об утверждении нормативов коммунальной услуги по электроснабжению на территории города или области»:

Для применения нормативов используются дополнительные условия:

  • для сельских жителей норма увеличивается на 90 кВт/час;
  • одинокий пенсионер оплачивает электричество первый год по тарифу ниже установленного, затем применяется социальный норматив;
  • если дачный дом имеет подключение к электросетям и не установлен счетчик, то плата рассчитывается для одного человека.

Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них. Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.

Отметим, что при выходе счетчика из строя на его замену дается три месяца, в течение которых плата за ресурс будет рассчитываться из среднего потребления за предыдущие три месяца. С четвертого месяца, если прибор так и не заменен, будет применяться норматив потребления, что обойдется потребителю существенно дороже.

Как рассчитать

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Видео: Социальную норму потребления электричества

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Применение тарифа за электроэнергию по социальной норме при расчетах за КРСОИ

С января 2017 года понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КРСОИ) прочно вошло в жизнь ЖКХ. Проблемы расчетов по КРСОИ — одни из самых сложных в работе управляющих организаций (УО). Особенно, когда ресурсники совсем не облегчают ее, а часто — наоборот, усложняют. Да и суды по КРСОИ практически всегда на стороне реусурсоснабжающих организаций (РСО). Юристам управляющих организаций невозможно добиться справедливого решения суда, если не разбираться в вопросе досконально и очень дотошно. Да и это не всегда помогает в суде.

Казалось бы, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354), не применяются к отношениям по КРСОИ. Однако никто не отменял аналогию закона при отсутствии норм в иных нормативно-правовых актах (НПА), прямо регулирующих конкретные моменты.

В данном случае речь пойдет о применении тарифа на электроэнергию по социальной и сверхсоциальной норме при оплате КРСОИ. Оказывается, что и по данному вопросу также имеется судебная практика.

В соответствии с пунктом 36 Правил 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Пунктом 38 Правил 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 22а Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124), стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, – по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В случае если в субъекте РФ приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на ОДН в МКД, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Эти особенности предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее – Положение 614).

В соответствии с пунктом 1 Положения 614 оно регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее – социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.

В соответствии с пунктом 25 Положения 614 исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами № 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее – объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):

  • в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, – цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
  • в отношении части объема сверх социальной нормы – цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

Таким образом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.

Однако в Положении 614 конкретно не указано о возможности его применения к КРСОИ. И суды в этом вопросе принимают противоположные решения: как о применении тарифа по социальной норме при расчете КРСОИ (в случае наличия экономии по всей совокупности жилых помещений МКД), так и о неправомерности применения такого тарифа и применения в отношении КРСОИ только тарифа по сверхсоциальной норме.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу № А33-20000/2018:

«…При расчете стоимости отпущенной электроэнергии на общедомовые нужды истцом применены тарифы на потребление сверх социальной нормы.

Вместе с тем, при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежали применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

…В силу пункта 32 Положения № 614 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 – 8 приложения № 6 к настоящему Положению.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитать стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, в следующем порядке: если объем электроэнергии на общедомовые нужды не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то граждане, не превысившие индивидуальную норму социального потребления, пользуются льготным тарифом и при оплате общедомовых нужд, а граждане, превысившие индивидуальную норму социального потребления, обязаны оплатить общедомовые нужды по сверхсоциальному тарифу; если объем электроэнергии на общедомовые нужды превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по сверхсоциальному тарифу».

Однако имеется и обратная судебная практика, когда суды считают применение тарифа для социальной нормы в расчетах РСО и УО неправомерным, а считают правомерным применения тарифа только для сверхсоциальной нормы.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 № 15АП-19907/2017 по делу № А53-11235/2017:

«…Таким образом, величина социальной нормы установлена для граждан – потребителей в составе платы за индивидуально и общедомовое потребление в пределах норматива, следовательно, на потребление электрической энергии, потребленной управляющей компанией сверх норматива, тариф в пределах социальной нормы – 3,60 и 2,52 руб. /кВт.ч не подлежит применению.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2018 по делу № А53-33047/2016, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 по делу № А53-34341/2016.

Следовательно, является правомерным применение в спорном периоде истцом тарифа сверх социальной нормы – 5,04 руб. /кВт.ч, 3,53 руб. /кВт.ч, установленного Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2015 № 80/1».

Таким образом, если в вашем регионе введена социальная норма, соответственно, начисление коммунальной услуги по электроэнергии будет начисляться с учетом этой социальной нормы. В расчетах между УО и РСО социальная норма применяется в пределах такой нормы по всей совокупности жилых помещений МКД, то есть при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежат применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Но следует учитывать наличие и отрицательной практики судов по этому вопросу. А также желательно подробнее предусмотреть все нюансы норм закона при заключении договоров с РСО на поставку КРСОИ, в том числе и по данному вопросу, что также в случае судебных споров будет дополнительным доводом в пользу управляющей организации.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любой задачей. Все подробности здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Новые цены на электричество для населения России с 1 января 2020 года: социальная норма потребления на человека

Рост цен на коммунальные услуги, в том числе и электроэнергию для граждан России планируется в июле 2018 года, а не с 1 января, как многие привыкли думать. Повышение ожидается в пределах инфляции – это примерно 4%. Каждый год для россиян такая информация является неожиданной и пугающей. Но если сравнить процент повышения тарифов, то это совсем незначительная сумма по сравнению с Украиной или Белоруссией, где такой процент составил 55 и 25 % соответственно.

Ценообразование тарифов за электроэнергию

Тариф на электроэнергию – это величина, включающая в себя большое количество компонентов. Она измеряется в рублях за 1 киловатт в час (кВт/ч) и показывает количество энергии, которая была использована.

Федеральные органы законодательной власти устанавливают методы подсчета цены за электрическую энергию. На основании данных методик регионы в праве сами определять тарифы для конечного потребителя. Далее информацию о тарифах публикуют в регионе и тем самым становятся общедоступными и становятся рабочими инструментами. Россиянам знакомо ежегодное повышение тарифов в начале года, а повышение цен на коммунальные услуги именно с середины года связано с приближающимся отопительным сезоном и уже известным показателем инфляции к середине года.

Те граждане, у которых не установлены электросчетчики, очевидно, почувствуют рост цен на электрическую энергию. Кроме тех домов, у которых счетчиков нет по уважительным причинам, например, дом является аварийным или подлежащим сносу.

В России по статистике существует такая категория потребителей, которая пытается мошенничать, платит за использование света только за одного человека, а на самом деле таких несколько. В итоге, часть энергии получается для них бесплатной, и таких граждан примерно 5% от общего числа.

Актуальная схема тарифов на электроэнергию

Имеющаяся система сложна для понимания и имеет многоуровневые расчеты. В основании ее лежит основной тариф и далее к нему применяются коэффициенты, которые могут снизить тариф.

Иерархия потребителей

Существует разделение на городской вид населения, сельский, а также приравненный к нему. Такое деление устанавливается в зависимости от вида тарифа. Основной тариф применяется для жилых домов в городе, где есть плиты и отопительное оборудование, которое работает на газе.

Тариф может быть снижен, если для обогрева и приготовления еды используют электрические приборы. При этом оборудование должно быть зарегистрировано и разрешено. То же равно и для жителей частных домов села. Коэффициент имеет границы от 0,7 до 1.

Это значит, что сельские жители изначально в более выгодном положении, так как их тариф на 30% меньше, чем у городских жителей, вне зависимости от того, какое у них оборудование установлено в доме.

Существуют категории граждан, которые платят за свет по общему счетчику. Они являются приравненным к населению видом потребителей. К ним относятся некоммерческие организации, дачные и другие кооперативы, воинские части.

Градация тарифов по времени суток

Большинство жителей платят на электроэнергию по счетчикам. Существуют разные виды счетчиков, которые могут распознавать разные зоны в сутках и другие, менее актуальные. Первые делят сутки на ночное время и дневное, здесь применяются разные тарифы для разного времени, а вторые просто показывают общее количество потребляемой энергии и используется один тариф.

Днем электроэнергия гораздо дороже, чем ночью, поэтому многие жители стараются делать всю домашнюю работу ночью, точнее с 23.00 до 7.00. В остальное время суток за свет придется заплатить на порядок выше.

На рынке имеются также счетчики, которые способны делить сутки на 3 зоны, менее пиковые и более пиковые:

  • самое дорогое время — с 7.00 до 9.00 и с 17.00 до 20.00;
  • далее — с 9.00 до 17.00 и с 20.00 до 23.00;
  • самое дешевое — с 23.00 до 7.00.

Самым простым вариантом для расчета, конечно, является однотарифный счетчик, но он же является и самым дорогим в итоге. Поэтому имеет смысл потратить время и разобраться в более сложных, но более экономичных современных электросчетчиках.

Для этого нужно умножить каждую использованную величину в зоне на соответствующую цену и далее сложить в общую. Однако, сложность все-таки существует. В России 11 часовых поясов, каждый год осуществляют «реформу времени», и либо возвращается либо отменяется «зимнее» и «летнее» время.

В такой ситуации постоянно нужно перенастраивать счетчики и каждый раз платить за это около 3 тысяч рублей. Это не касается обычного однотарифного счетчика.

Социальная норма потребления электроэнергии

Рынок электроэнергии с подачи властей в последнее время проходит процесс урегулирования, так как ценообразование и конечная стоимость данного ресурса гораздо ниже, чем обоснованные показатели экономики.

Таким образом, власти стараются осуществить градацию граждан на менее платежеспособных и тех, кто старается платить минимум, а использовать электроэнергию по максимуму.

Социальная норма – мера, которая способна решить эту проблему, а также в значительной степени может уменьшить перекрёстное субсидирование. Это очень распространенная ситуация в России, когда понижение цены на низкое напряжение компенсируется путем повышения цены на высокое напряжение. Социальная норма также поможет в мотивации населения экономить электроэнергию в своих же интересах.

Понятие социальной нормы включает в себя наименьший показатель потребления электроэнергии, который является достаточным для нужд жителей и платеж по нему рассчитывается по минимальной цене. Та энергия, которая расходуется выше норматива, будет оплачиваться по повышенному тарифу. Социальная норма рассчитывается отдельно для каждого региона в зависимости от статистических данных использования электрической энергии.

Данная норма будет верна, если граждане используют электроэнергию только в бытовых нуждах и при этом исключается коммерческое использование.

Существуют определенные сложности в расчетах с использованием социальной нормы, схема тарифов будет увеличена и раздвоена и применена для всех категорий населения.

При этом будет учитываться количество человек, которые потребляют электроэнергию, а также состояние объекта (удовлетворительное, аварийное, под снос).

Социальная норма в цифрах

Норма потребления электрической энергии в России составляет 350 кВт/ч на 1 человека. Соответственно, цена 1 кВт/ч составляет 3 рубля. Власти полагают, что в таком случае экономное использование электроэнергии будет выгодно для потребителей.

Такой показатель был установлен еще в 2013 году, правда, только в некоторых регионах. Сейчас он актуален для всей страны.

Некоторые факторы могут влиять на размер норматива:

  1. Наличие/отсутствие социальных льгот;
  2. Место регистрации жилья;
  3. Вид установленного оборудования в помещении.

Москва

Нормативные показатели в Москве, которые применяются для одиноких граждан, находятся в зависимости от установленного в квартире оборудования.

Если гражданин использует газовое оборудование, то норматив будет 50 кВт/ч, а в случае электрического оборудования, то норма будет 80 кВт/ч.

Для семьи лимит потребления электроэнергии составляет 45 кВт/ч, при использовании плиты на газу, и 80 кВт/ч – для электрической плиты.

Орловская область

Наименьший показатель нормы установлен в Орловской области – это 190 кВт/ч. Для большой семьи из более 5 человек на каждого регламентированы лишние 90 кВт/ч в месяц.

Чтобы рассчитать платеж за электроэнергию без счетчика, нужно учесть некоторые факторы:

Показатель нормыТариф
В пределах нормыОснову составляет показатель использования электроэнергии для 1 человека, проживающего в помещении
Выше нормыВ целях экономии электроэнергии расход ее выше нормы будет оплачиваться по тарифу больше базового

Нормативный показатель первостепенно находится в зависимости от количества человек, прописанных в квартире. По этому показателю можно произвести следующую градацию:

Количество человеккВт/час
196
2156
3206
4246
5286

Предусматривается также ряд дополнительных условий:

Пенсионер (проживает один)Первый год – оплата по тарифу ниже среднего, далее – по социальной норме
Сельские жители+ 90 кВт/час
Дачный участокОплата как за одного проживающего
Если в помещении установлена плита, работающая на газеУвеличение на 43 кВт/час
Если в помещении установлен электросчетчик+ к социальной норме 3000 кВт/час

Сколько-же ещё, ВЫ — НЕЛЮДИ (в Кремле), будете пудрить мозги простым людям?!
Я-что, хотел по вашему рождаться вообще на этой планете — Земля. А-раз Я, родился, значит — ПЛАТИ: — за Электричество; Воду; и скоро ВОЗДУХ; СНЕГ; ДОЖДЬ; ГРОЗУ…. ( в Тенге. ) = Ужас. Учёные изобретая что-либо думают о благе всем людям на земле, а люди во «власти имущих», только о себе! — Парадокс!
По сути, образовании, и назначению — Вода и Электричество, как жизненно важные компоненты для ЖИЗНИ человека, ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕСПЛАТНЫ. Господа ТВАРИ: — в Думе, Правительстве, и Законодатели — Вы не боитесь людского возмездия за свои маразматические Законы; Постановления, Указы?! Вам-что?, не хватает наворованных и проданных земель; или отданных в аренду Китаю и др. странам, природных полезн. ископаемых, золота, алмазов,…нефти, газа…и т.д., от части которых и складывается Бюджет страны, + наши людские налоги, с фабрик и заводов…, таможенных сборов и налогов. и т.д.? … А из Бюджетных денег и построены, те самые турбины, станции, столбы, провода и т.д. А значит и на мои деньги! Вода в реке крутит турбину, она вырабатывает электричество, по проводам оно приходит в мой дом, само! Его не надо толкать, как Воду насосами по трубам!?
А «Вы» снова требуете ПЛАТИТЬ за то, что мною заплачено налогами, ежемесячно! Когда, предметы выработки и доставки служат десятками лет до их ремонта или замены. … Вам-что не хватает небесных, заоблачных ЗАРПЛАТ на своих местах, должностях, левых бизнесах, и компаний? Неужели Вы думаете, если бы я, получал пенсию, как депутат зарплату, то сейчас-бы роптал на своё жалкое существование?! Я, Вас блядей, гомиков и проституток политических всю жизнь кормил рыбой, икрой, которую добывал рыбаком в море, потратив здоровье, не видел семью, не воспитывал детей по шесть месяцев в море!? И, вы мне за это пенсию 13тыс.руб./мес. -. А теперь ещё и возраст выхода на пенсию другим поколениям увеличили. А — ВЫ, о своих выродках/детях подумали, — Кто на них работать будет и обеспечивать, если через 10-20 лет половина народа страны просто ВЫМРЕТ! … ВЫ, ВООБЩЕ, ЛЮДИ — ИЛИ НЕТ. Вы думаете роботы придут на наше место? … А ваших роботов, кто будет перезаряжать; ремонтировать; пере-программировать? А в борделях, Вы тоже с роботами трахаться будете-.
До каких пор Вы будете повышать цены на тарифы. Пока ВСЮ мою ПЕНСИЮ не заберете. Половины за ЖКХ — уже нет; половина — еле на продукты хватает; А-НА ЛЕКАРСТВА — ? (отгадай слово из трёх букв?) .
До Свидания — Деградированные МРАЗИ! И, гореть Вам в — АДУ. =(написал для самоуспокоения, вас не к совести призывать надо, бесполезно, вас расстреливать за это надо во дворах и вешать на столбах, за геноцид к собственному народу; — да годы уже не те!)=

Супер,Александр, полностью с Вами согласна…..

Александр, вы высказались за большинство. С вами согласна)

Ссылка на основную публикацию