Социальная поддержка ветеранов в России
Граждане пожилого возраста — это люди, которые строили государство, отдавали ему силы, а иногда рисковали жизнью и здоровьем. Они заслуженно пользуются преференциями за счет госбюджета. Причем социальная поддержка ветеранов зависит от многих факторов, в том числе, категории, к которой относится гражданин.
Законодательно закреплены достижения людей в сфере защиты Отечества, в трудовой деятельности и других. Кроме того, некоторые граждане в свое время получили различные звания, награждены орденами и медалями. Их заслуги учитываются отдельно предоставлением больших преференций. Законодательство постоянно совершенствуется, планируются и вводятся новые нормы, в том числе, и для ветеранов. Рассмотрим, на что могут претендовать заслуженные граждане в 2022 году.
Категории ветеранов
Социальная помощь ветеранам определяется законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Преференции зависят напрямую от категории, к которой отнесен гражданин.
Принято разделять ветеранов по их заслугам:
- на полях сражения:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- боевых действий;
- на рабочем месте:
- труженики тыла;
- заслуженные работники разных отраслей.
Важно: социальная защита ветеранов определяется их статусом. А он, в свою очередь, определяется уровнем и степенью заслуг перед обществом.
Внимание! С 2018 г. — после ратификации поправок к соглашению стран СНГ — введена еще одна категория «лица, непосредственно принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации незаконных военизированных групп и бандформирований на территориях Белорусской ССР, Украинской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР с 1.01.1944 г. по 31.12.1951 г.
Преференции от государства ветеранам ВОВ
К данной категории граждан причисляют лиц, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. То есть служили в рядах Советской Армии, освобождали населенные пункты, участвовали в общевойсковых операциях. Как правило, все они уже имеют на руках соответствующие документы — ветеранские удостоверения.
Важно: не у всех граждан сохранились бумаги. Если документов нет, то необходимо свидетельство бывших однополчан. На его основании статус тоже присваивается.
Гражданам, получившим соответствующее удостоверение доступны льготы федерального и регионального уровня.
Они сводятся к следующим:
- выделение жилья тем, кто проживает в неудовлетворительных условиях;
- жилищные субсидии (в порядке очереди);
- компенсация 50% платежей за коммунальные услуги;
- бесплатное медицинское обслуживание, в том числе:
- зубное протезирование (раз в пять лет);
- обеспечение протезами по медицинским показаниям;
- предоставление путевки для санаторно-курортного лечения;
- оплата проезда к месту оздоровления (самому ветерану и одному члену семьи);
- ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ );
- ежегодные выплаты к праздничным датам.
Социальная поддержка ветеранов боевых действий
Такой статус присваивают военнослужащим, принимавшим участие в боях, проходивших в горячих точках. К примеру, в Афганистане, Чечне, других.
За получением удостоверения нужно обратиться в органы социальной защиты, предоставив подтверждающие документы. Специалистам на проверку и принятие решения дается 30 дней.
Льготное ветеранское удостоверение дает право на такие виды господдержки:
Преференции ветеранам воинской службы
В эту категорию ветеранов включают граждан, проходивших службу в воинских частях. Причем стаж претендента должен быть не менее 20 лет, кроме того, учитываются награды человека.
Получать удостоверение следует в той части, из которой военнослужащий был уволен на пенсию. Претендент должен написать заявление и предоставить подтверждающие документы, которые будут рассмотрены в течение 30 дней.
Внимание: при обращении в любое учреждение за назначением ветеранского статуса претендент может получить отказ. Его обязаны обосновать и предоставить в письменном виде, чтобы гражданин, если имеет иное мнение, смог опротестовать решение госоргана.
Ветеранам воинской службы в 2022 году предоставляются следующие преференции:
Господдержка тружеников тыла
Удостоверение труженика тыла выдается гражданам, которые работали не менее полугода во время ВОВ , в том числе, и на оккупированных территориях. Доказательством этого факта могут служить:
- записи в трудовых книжках;
- справки из архивных учреждений;
- свидетельские показания;
- иные письменные свидетельства;
- награда: медаль «За самоотверженный труд».
Важно: преференции труженикам тыла из федерального бюджета не предоставляются. Все льготы данной группе ветеранов устанавливаются региональными властями.
В 2022 году в большинстве субъектов федерации данная группа граждан обеспечивается:
Дети войны
Данный статус присваивается людям, появившимся на свет с 22.06.1928 по 03.09.1945 года. Важным условием получения удостоверения является факт постоянного проживания в СССР. Исключениям являются люди, осужденные за преступления.
Внимание: статус присваивается органами социальной защиты населения, на основании личного заявления претендента и документов о его рождении.
Преференции детям войны предоставляются за счет региональных бюджетов. Следовательно, они могут отличаться в зависимости от места проживания льготника.
Как правило, они сводятся к следующему списку:
Помощь ветеранам труда
Граждане, заработавшие большой трудовой стаж (более 40 лет для мужчин и 35 — для женщин), имеют право на получение статуса ветерана труда. Его присвоением занимаются также органы социальной защиты населения. Претенденту необходимо обратиться туда, предоставив пакет документов.
Внимание: решение о присвоении этого статуса принимается коллегиально. Члены комиссии не только подсчитывают стаж, но и изучают достижения претендента, оценивают его вклад в развитие общества и государства.
Преференции ветеранам труда предоставляют региональные власти. В связи с дефицитом бюджетных средств, в 2022 году во многих субъектах федерации некоторые льготы были приостановлены. Поэтому конкретную информацию необходимо узнавать в местной администрации.
Как правило, статус дает право на такие меры господдержки:
Господдержка ветеранов госслужбы
Заслуженный гражданин, имеющий правительственные награды и уволившийся на пенсию из государственных органов федерального или регионального уровня, имеет право на звание ветерана. Оно оформляется в органе социальной защиты населения. Если все предоставленные документы в порядке, то претенденту выдается удостоверение, подтверждающее статус.
Социальная поддержка ветеранов труда
3,472 просмотров всего, 18 просмотров сегодня
Содержание статьи:
Статус «Ветеран труда» в 2022 году
Гражданин, обладающий удостоверением «Ветеран труда», наделен определенными полномочиями на получение льгот и социальной поддержки. Такие лица заслужили почетный статус в результате длительной трудовой деятельности на территории СССР или Российской Федерации.
К ветеранам труда приравниваются лица, награжденные почетными отличительными знаками либо орденами и медалями, полученными за усердие в восстановлении объектов государственного значения, или трудящиеся на оборонных предприятиях во время Великой Отечественной войны.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7(499)113-16-78 в Москве, +7(812)603-76-74 в Санкт-Петербурге, +7(499)113-16-78 по всей России звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!
Несовершеннолетние лица, начавшие работать во время Второй мировой войны и обладающие рабочим стажем 40 и 35 лет, соответственно для мужчин и женщин, имеют такие же преимущества.
Статус «Ветеран труда» положен гражданам при наличии перечисленных условий и в соответствии законодательным актам и постановлениям региональных властей различных регионов России.
В согласии с законодательством РФ существуют две категории граждан, которым предназначается почетный статус и соответствующие льготы:
- Ветераны труда, получившие свой статус в соответствии ФЗ №5 «О ветеранах» от 12.01.95 г.;
- Приравненные к ним граждане, на основании региональных указов и постановлений администраций различных субъектов Федерации.
Включением граждан в почетную категорию занимается Министерство труда и социального развития. Для получения звания претендент подает в региональное отделение государственного учреждения пакет необходимых документов и составляет заявление с просьбой о присвоении звания «Ветеран труда». (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление на присвоение звания «Ветеран труда»])
На основании заявления и принятой документации сотрудник госведомства формирует личное дело кандидата на звание. Затем делопроизводство передается компетентной комиссии, которая рассматривает возможность предоставления статуса. В случае соответствия установленным нормам и удовлетворения прошения, заявителю вручается почетное удостоверение под роспись.
Подписывайтесь на нашу группу “Социальный консультант” во “ВКонтакте” – там всегда свежие новости и нет рекламы!
Индексация ЕДВ ветеранам труда в 2022 году
Категория | ЕДВ до 1.02.2019 | ЕДВ с 1.02.2019 |
Инвалид войны | 5 180,46 р. | 5 356,59 р. |
Ветераны боевых действий | 2 850,26 р. | 2947,17 р. |
Инвалид 1 группы | 3 626,98 р. | 3 750,30 р. |
Инвалид 2 группы | 2 590,24 р. | 2 678,31 р. |
Инвалид 3 группы | 2 073,51 р. | 2 144 р. |
Чернобыльцы | 2 590.24 р. | 2 678,31 р. |
Герои РФ | 61 081,74 р. | 63 158,52 р. |
Герой труда РФ | 45 038,77 р. | 46 570 р. |
Дети-инвалиды | 2 590,24 р . | 2 678,31 р. |
Социальные льготы ветеранам труда
Меры социальной поддержки ветеранов труда рассчитаны на предоставление определенных льгот и уступок при покупке необходимых для жизнедеятельности товаров и услуг. Назначение льгот осуществляется в федеральном и региональном масштабе. Первый вариант поддержки рассчитан на всех граждан, подпадающих под статус «Ветеран труда» и проживающих на территории России. Поддержка регионального масштаба – второстепенная помощь, рассчитанная на ограниченный круг ветеранов, проживающих на территории конкретного субъекта Федерации.
Льготы федерального значения:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7(499)113-16-78 в Москве, +7(812)603-76-74 в Санкт-Петербурге, +7(499)113-16-78 по всей России звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!
- Получение бесплатной медицинской помощи в лечебных заведениях, подведомственных государству.
- Предоставление возможности отдохнуть и получить лечение в санаторно-курортных зонах федерального значения.
- Право на самостоятельный выбор времени внеочередного отпуска, а также дополнительного неоплаченного отдыха в течение 30 дней.
- Получение возможности бесплатно пользоваться общественным транспортом в городской черте и пригороде.
- Предоставление скидки в 50% на проезд по территории Российской Федерации при использовании железнодорожного и водного транспорта.
- Право на скидку при оплате услуг ЖКХ (Жилищно-коммунального хозяйства) и коммуникационной связи.
Некоторое льготирование для ветеранов переведено в надбавку к пенсионному пособию. Например, скидки на коммунальные услуги и плата за телефон.
Отдельные льготы для ветеранов труда в Москве и Санкт-Петербурге:
- Материальное ежемесячное пособие в размере 500 рублей при подаче соответствующего заявления в отделение соцзащиты г. Москвы или предоставление проездных билетов на эту сумму;
- Право на предоставление льготного билета на весь наземный транспорт в пределах г. Санкт-Петербурга.
Налоговые льготы ветеранам труда
Социальная поддержка ветеранов труда не ограничена материальной помощью в получении проездных билетов и бесплатного лечения. Государственной программой предусмотрены определенные налоговые льготы, введенные с целью разгрузки финансового бремени с граждан, обладающих почетным статусом.
Освобождение от имущественного налога и от НДФЛ. Ветераны, обладающие собственной недвижимостью или иным владением, не обязаны уплачивать пошлину в государственную казну. Доход такого гражданина в виде пенсионного пособия или иных социальных льгот свободен от обязательной пошлины, которая уплачивается при подаче НДФЛ-2 формы. Это же правило относится к дополнительному доходу в виде заработной платы или материального пособия, выданного работодателем на оздоровительное лечение ветерана труда. При этом размер помощи не должен превышать 4 000 рублей.
Перенос остатков имущественных налоговых вычетов по НДФЛ на предыдущие налоговые периоды. Такая возможность появилась с 01.01.14 года с вводом п.10 ст.220 НК РФ (Налоговый Кодекс России). Согласно закону, ветеран может применить имущественный вычет в размере фактических перечислений налогоплательщика на сумму, не превышающую 2 млн. рублей, и направить средства на строительство, приобретения жилья или его доли. Если сумма не была использована полностью, остаток может быть переведен на последующий трехгодичный период.
Транспортный и земельный налог. Льгота на пошлину, взимаемую на автомобиль, распространяется только на одну единицу транспорта, которым владеет ветеран. При этом в некоторых регионах действует ограничение по мощности автомобиля, которая не должна превышать 150 л.с.
Льготы по налогообложению на землю не предусматривают его полной отмены, а лишь уменьшение кадастровой стоимости имущества на 10 000 рублей. То есть, налоговый вычет будет произведен из меньшей стоимости земельного объекта.
Надбавка к пенсии ветеранам труда
Размер надбавок пенсии для ветеранов труда определяется отдельными нормативными актами, различными по субъектам Федерации. Доплата к основному пособию назначается в обязательном порядке, если ветеран получает ежемесячные выплаты, в размере не превышающим минимально установленный государством показатель прожиточного минимума.
Ветеранам труда как надбавка к пенсионному пособию выплачивает денежный комплект на социальные нужды в размере 750 рублей и ЕДВ (Ежемесячная денежная выплата) – 1439.47 рублей. Если претендент на компенсационные выплаты имеет определенную степень инвалидности, пособие будет увеличено на конкретную сумму, установленную федеральным законом.
Выплаты по ЕДВ применяются в случае, если ветеран отказался от монетизации льгот и написал соответствующее заявление в пенсионном отделении по месту проживания.
Монетизация льгот
Некоторые виды льгот для ветеранов труда были переведены в денежный эквивалент для облегчения пользования услугой. Монетизацию льгот можно разделить на три сферы применения:
- Монетизация транспортных льгот. Предоставление ветерану определенной субсидии, различной по субъектам Федерации, которая может быть направлена на оплату общественного транспорта междугороднего сообщения, а также за пользование железнодорожным и водным путями;
- Монетизация льгот на лекарственное обеспечение. Бесплатное обеспечение ветеранов труда медикаментами, на основании справки из лечебного заведения, и предоставление скидки на отдельные лекарства.
- Монетизация льгот на санаторно-курортное лечение. Компенсация расходов ветеранов труда на посещение оздоровительных программ на санаторно-курортном лечении в размере, установленном нормативными актами различных субъектов Федерации.
Порядок получения льгот
Процедура предоставления льгот и денежных субсидий для ветеранов труда в России:
- Оформление льгот начинается с получения удостоверения «Ветеран труда». Для этого необходимо посетить региональный отдел по защите населения, расположенный в МФЦ или местном самоуправлении, и подать соответствующее заявление, приложив необходимую документацию;
- В трехдневный срок будет назначена компетентная комиссия для рассмотрения возможности присвоить необходимый статус просителю;
- В течение 1 месяца получение извещения с ответом;
- При удовлетворении прошения ветеран получает удостоверение и составляет заявление на получение определенных льгот. Если гражданин откажется от нескольких программ помощи, муниципалитет переведет льготы в ЕДВ для ежемесячной надбавки к пенсионному пособию.
Оформление льгот производится в отделении соцзащиты по месту жительства ветерана.
Список необходимых документов
Перечень документации, нужной для оформления льгот и субсидий для ветеранов труда:
- Паспорт заявителя или иной документ, удостоверяющий его личность;
- Заявление о предоставлении льгот;
- Удостоверение «Ветеран труда»;
- Документ, подтверждающий трудовую деятельность просителя;
- Пара фотографий формата ¾;
- СНИЛС.
Необходимые копии должны быть заверены через нотариуса.
Заключение
Социальная поддержка ветеранов труда применяется как средство защиты прав граждан, которые в результате своей трудовой деятельности внесли существенный вклад в становление независимости государства, а также в создание благоприятных условий для развития региона в целом.
Социальные меры государственной помощи:
- Предоставление различных социальных льгот;
- Уменьшенная ставка налогообложения при выплате земельной и транспортной пошлины;
- Отмена имущественного налога на недвижимость и материальный доход такого гражданина.
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
Меры социальной поддержки и льготы ветеранам в 2022 году
Меры социальной поддержки и льготы ветеранам установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах” (в дальнейшем по тексту – Закон N 5-ФЗ) с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, определившим следующие категории ветеранов:
- Ветераны Великой Отечественной войны;
- Ветераны боевых действий;
- Инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий;
- Ветераны военной службы;
- Ветераны государственной службы;
- Ветераны труда.
Статьей 13 Закона N 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
К “федеральным льготникам” согласно части 1 статьи 10 Закона N 5-ФЗ отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, а труженики тыла и ветераны труда с приравненными к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года гражданами согласно части 2 статьи 10 Закона N 5-ФЗ обеспечиваются социальной поддержкой на региональном уровне.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 5-ФЗ в дополнение к установленным законом федеральным мерам социальной поддержки субъекты могут устанавливать иные меры социальной поддержки и льготы ветеранам региональными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, которые являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Подробнее познакомиться с региональными льготами и мерами социальной поддержки ветеранов можно в разделе “Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах” в своем регионе проживания.
Новости по теме
О том, как изменились потребности москвичей старшего поколения и что делается в городе для того, чтобы своевременно реагировать на них, рассказала “РГ” заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Поделилась Анастасия Владимировна и результатами реализации программы “Московское.
Пенсионеры – одна из социально незащищённых категорий граждан, которые могут полагаться только на государственную помощь. Правительство постоянно пересматривает размеры пенсий для того, чтобы они соответствовали уровню цен в стране.
Новые привилегии для ветеранов труда претерпели изменения с введением с 1 января 2022 года пенсионной реформы. Льготы ветераны труда получают как от государства, так и в зависимости от места проживания. Государственные льготы получают все, но вот региональные льготы получают только ветераны труда, проживающие.
Поддержка ветеранов Великой Отечественной войны – приоритет социальной политики
В Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 2013 года, проживает около 3,2 млн ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ), членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и ветеранов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников фашизма, в том числе:
- инвалидов войны – 85 152 чел.;
- участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами – 214 298 чел.;
- участников Великой Отечественной войны – 11 516 чел.;
- участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны – 9 617 чел.;
- лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны в период Великой Отечественной войны – 270 чел.;
- лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» – 117 883 чел.;
- членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей – 462 713 чел.;
- бывших несовершеннолетних узников фашизма, ставших инвалидами – 73 636 чел.;
- бывших несовершеннолетних узников фашизма – 101 416 чел.;
- тружеников тыла – 2 120 396 чел.
Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны является одним из важных направлений социальной политики российского государства.
Пенсионное обеспечение и ежемесячные выплаты
За последние несколько лет уровень доходов ветеранов существенно повышен. В частности, по сравнению с 2010 годом осуществлен рост совокупных ежемесячных выплат инвалидам войны в 2,2 раза (до 33-44 тыс. рублей в зависимости от группы инвалидности). Участникам Великой Отечественной войны их размер увеличен более, чем в 1,5 раза. Участники войны (фронтовики) ежемесячно получают пенсии и выплаты на общую сумму от 25 до 30 тыс. рублей. В текущем году значительно возросли размеры военных пенсий.
Средний размер пенсии ветеранов Великой Отечественной войны после индексации 1 апреля 2013 года составляет:
- у инвалидов войны – 24 475 руб. в месяц;
- у участников Великой Отечественной войны, имеющих инвалидность, – 25 308 руб. в месяц,
- у родителей и вдов погибших военнослужащих – 18 419 руб. в мес.;
- у граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и имеющих инвалидность – 19 437 руб. в месяц.
С 1 апреля 2013 года размеры ежемесячных денежных выплат проиндексированы, исходя из установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г . № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» прогнозного уровня инфляции (5,5 %), и составляют:
- у инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами – 4 045,56 руб. (2012 г. – 3 834,65 руб.);
- у участников Великой Отечественной войны – 3 034,16 руб. (2012 г. – 2 875,98 руб.);
- у лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда – 2 225,84 руб. (2012 г. – 2 109,80 руб.);
у участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) ветеранов – 1 214,45 руб. (2012 г. – 1 151,14 руб.);
у родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР – 3 034,16 руб. (2012 г. – 2 875,98 руб.).
В 2013 году на эти цели предусмотрено 71,63 млрд руб.
Компенсации за уход на дому за инвалидами и гражданами старше 80 лет
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г . № 1455 лицам в трудоспособном возрасте, осуществляющим уход на дому за инвалидами и гражданами старше 80 лет (а это, как правило, ветераны войны и труда), выплачиваются компенсации в размере 1200 руб. в месяц. В настоящее время таких граждан около 3 млн чел. В 2013 году на указанные выплаты бюджету Пенсионного фонда России выделено из федерального бюджета 43,78 млрд руб.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г . № 363 инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб. и 500 руб. в зависимости от категории. В 2012 году данные выплаты получили 1,9 млн чел. В 2012 году на реализацию Указа из федерального бюджета выделено 8,2 млрд руб., в 2013 году – 7,4 млрд руб.
Компенсации инвалидам военной травмы
С 1 января 2012 года для 173 тыс. инвалидов военной травмы, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, и членов семей погибших военнослужащих введены ежемесячные компенсации в возмещение вреда здоровью в размерах 14 тыс., 7 тыс. и 2,8 тыс. рублей в зависимости от группы инвалидности.
Поддержка членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны
С 2010 года сняты ограничения по предоставлению мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны: сейчас они получают льготы и пособия независимо от трудоспособности, вида получаемой пенсии, а также от того, проживают они одиноко или в составе семьи.
Государственная поддержка общественных организаций инвалидов
Правительством РФ ежегодно оказывается государственная поддержка общественным организациям ветеранов, в том числе ветеранов войны, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, путем предоставления субсидий из федерального бюджета на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением их уставной деятельности.
В 2013 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2417-р выделено субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на общую сумму 1,12 млрд руб.
Совершенствование социального обслуживания
Важными в жизни ветеранов Великой Отечественной войны остаются вопросы совершенствования социального обслуживания, социально-средовой реабилитации одиноких пожилых ветеранов, расширения сети специальных домов для ветеранов, служб мобильной социальной помощи.
В целях формирования современной нормативной правовой базы социального обслуживания, повышения его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности Минтрудом России разработан проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
В законопроекте отражены новые подходы к социальному обслуживанию граждан, основанные на усилении адресности и индивидуальной нуждаемости, а также на развитии рынка социальных услуг. 30 марта 2013 года Правительством РФ законопроект внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
В деятельности социальных служб стали более активно использоваться наиболее востребованные инновационные формы и технологии: помощь на дому, «социальное такси», «мобильные социальные бригады», «тревожная кнопка», «санаторий на дому», «хоспис на дому», «приемная семья» и другие.
Социальная защита на уровне регионов
Государственные органы субъектов РФ принимают активное участие в совершенствовании вопросов социальной защиты ветеранов.
В большинстве регионов приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ветеранам Великой Отечественной войны дополнительные социальные услуги либо меры социальной поддержки в натуральной или денежной форме.
В частности, установлены меры социальной поддержки по проезду в городском общественном транспорте (в форме единого социального проездного билета, в натуральной форме или в виде ежемесячной выплаты).
В ряде регионов ветеранам войны за счет средств региональных бюджетов установлены дополнительные денежные выплаты.
Например, в Московской области, благодаря установленным в регионе компенсациям, инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, имеющие I группу инвалидности, и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеющие инвалидность, практически освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг.
В Красноярском крае супругам умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В регионах труженикам тыла установлены ежемесячные выплаты до 1 693 руб. (Ямало-Ненецкий автономный округ), а также льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, медицинскому обслуживанию, зубопротезированию.
Кроме того, регионами приняты решения по осуществлению ветеранам Великой Отечественной войны единовременных выплат в связи с 68 годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Помимо этого, активно оказывается помощь по социально-бытовому обслуживанию, ремонту жилья, санаторно-курортному лечению и реабилитации. При этом все большую популярность приобретает адресный подход в оказании социальной помощи с учетом потребностей и возможностей ветеранов.
Уже начата подготовка мероприятий по празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В рамках данной работы будут приняты дополнительные меры по повышению уровня социальной защиты ветеранов войны в России.
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Понятие мер социальной поддержки
Понятия “социальная поддержка” и “меры социальной поддержки” появились с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации””.
Данные термины сменили использовавшийся долгое время термин “льготы”. Под льготами следует понимать предоставление отдельным категориям гражданам благ и услуг бесплатно или с частичной оплатой их стоимости.
Основной причиной нормативного закрепления социальной поддержки стало то, что большинство льгот не были подкреплены материально и оставались лишь декларированными.
Признаки мер социальной поддержки:
- 1) устанавливаются в соответствии с нормами законов;
- 2) гарантируются государством;
- 3) назначаются отдельным категориям граждан (имеющим особые заслуги перед Родиной, имеющим специфические потребности, а также ранее претерпевавшим лишения);
- 4) предоставляются как в денежной, так и в натуральной формах;
- 5) предоставляются периодически (денежные выплаты – ежемесячно, натуральные выдачи – по мере необходимости);
- 6) устанавливается как на определенный срок, так и бессрочно;
- 7) цель – частичная компенсация дополнительных затрат граждан, а также поддержание здоровья граждан;
- 8) размер денежных выплат определяется законами в твердой сумме.
С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия “социальная поддержка” – это самостоятельный вид социального обеспечения, состоящий в периодическом предоставлении отдельным категориям граждан денежных выплат и натуральных выдач с целью частичной компенсации дополнительных затрат граждан, а также поддержания здоровья граждан.
Все граждане, имеющие право на меры социальной поддержки поделены на две группы:
- а) федеральные льготники:
- – герои России (СССР), Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
- – инвалиды Великой Отечественной войны – бывшие узники фашизма;
- – участники Великой Отечественной войны, бывшие узники фашизма – инвалиды;
- – военнослужащие, проходившие военную службу не в действующей армии, а также лица, работавшие во время войны на военных объектах;
- – лица, пережившие блокаду Ленинграда, ветераны боевых действий;
- – члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны и боевых действий;
- – инвалиды;
- – лица, пострадавшие от радиационных воздействий;
- – почетные доноры;
- б) региональные льготники:
- – ветераны труда;
- – труженики тыла;
- – реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий.
Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами РФ
Федеральным льготникам меры социальной поддержки предоставляются в виде:
- – ежемесячных денежных выплат;
- – набора социальных услуг;
- – натуральных льгот.
Ежемесячные денежные выплаты
Размер ежемесячной денежной выплаты:
- – героям РФ (СССР) или полным кавалерам ордена Славы – 50 085,35 руб.;
- – инвалидам I группы – 2974,03 руб.;
- – инвалидам II группы, детям-инвалидам – 2123,92 руб.;
- – инвалидам III группы – 1700,23 руб.;
- – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы – 2123,92 руб.;
- – участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами, – 4247,84 руб.;
- – участникам Великой Отечественной войны – 3185,87 руб.;
- – награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда” – 2337,13 руб.
Почетным донорам устанавливается ежегодная денежная выплата в размере 11 728,0 руб.
Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС предоставляются:
- а) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 493,74 руб.;
- б) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 774,34 руб. независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
Гражданину, имеющему право на одновременное получение двух и более ежемесячных денежных выплат, предоставляется одна по его выбору (исключение: установление ежемесячной денежной выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне).
Ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента.
При осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда РФ:
- – разъясняет гражданам нормы законодательства;
- – принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами;
- – дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов;
- – регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
- – проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов;
- – сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения;
- – принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов;
- – производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер;
- – производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счетной ошибки.
Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в порядке и в сроки, установленные для индексации трудовых пенсий.
Письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты граждане подают в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой непосредственно либо через представителя.
Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.
Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты выносится территориальным органом Пенсионного фонда РФ не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами.
Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством РФ.
Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).
Набор социальных услуг
В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
- 1) обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- 2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней);
- 3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг, то периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Гражданин может отказаться от их получения набора социальных услуг путем обращения с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, а также отказ от любой из услуг в отдельности.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Гражданин может подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:
- – нотариусом;
- – органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержит в себе следующую основную информацию:
- 1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
- 2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
- 3) дату рождения;
- 5) пол;
- 6) адрес места жительства;
- 7) серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату выдачи указанных документов, на основании которых в указанный регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
- 8) дату включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
- 9) категорию, к которой относится гражданин;
- 10) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории;
- 11) иные сведения.
На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 881,63 руб. в месяц, в том числе:
- – на оплату лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов – 679,05 руб.;
- – на оплату путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, – 105,05 руб.;
- – на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно – 97,53 руб.
Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены для индексации ежемесячных денежных выплат.
Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.
Глава 20. Социальная поддержка населения
1.Понятие и виды социальной поддержки.
2.Ежемесячная денежная выплата.
3.Cоциальная поддержка по законодательству субъектов РФ.
4.Cоциальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством.
5.Cоциальная поддержка лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами.
1. Понятие и виды социальной поддержки
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами. К компетенции РФ отнесена социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий и др. Указанным категориям граждан предоставлено право сохранить прежние льготы по бесплатному проезду на транспорте, бесплатному получению лекарств и предметов медицинского назначения, по санаторно-курортному лечению или заменить их денежными выплатами.
Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.
Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:
• обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
• сохранить стабильность правового регулирования, чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства;
• предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;
• не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.
Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание.
Как указал Конституционный Суд РФ, по своему конституционно-правовому смыслу названные принципы предполагают обязанность РФ участвовать в финансировании субъектами РФ мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством до 01.01.2005 г. (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 г. № 353-О)
В соответствии со ст.2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой обозначают систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, за исключением пенсионного обеспечения. Эта система регулируется законами и иными нормативными правовыми актами. Аналогичное определение содержится в ст.4 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, социальная поддержка заключается в предоставлении денежных выплат или натуральных благ в дополнение к основным видам социального обеспечения (пенсиям, пособиям). Следует согласиться с позицией М.В.Филипповой. Замена понятия «льготы» термином «социальная поддержка», имеющим иное содержание, «деформировала используемый в законодательстве о социальном обеспечении понятийный аппарат» (Филиппова М.В. (ред.). Право социального обеспечения. М: Юристъ, 2006. С.412.).
Современная система мер социальной поддержки распространяется на отдельные категории граждан и включает следующие виды (Приложение. Рис.43, 44.):
• ежемесячную денежную выплату;
• иные денежные выплаты;
• полное или частичное освобождение от оплаты коммунально-бытовых и других услуг;
• набор социальных услуг.
Меры социальной поддержки предоставляются без учета материального положения лиц, имеющих на них право.
Рисунок 43. Субъекты социальной поддержки
Рисунок 44. Меры социальной поддержки
Социальная защита
Социальная защита – это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.
Объекты социальной защиты
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:
пенсионеры, в том числе одинокие;
инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
граждане, не имеющие постоянного места проживания;
Формы социальной защиты
Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.
Таким образом, к формам социальной защиты относятся:
проведение мероприятий по социальному обеспечению;
предоставление услуг по социальному страхованию;
оказание социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
Социальное обеспечение
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальное страхование
Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.
Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.
Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).
При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Социальная помощь
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Основные принципы социальной защиты
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Меры социальной защиты
К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:
Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
Меры по преодолению безработицы;
Поддержка многодетных семей;
Выплата пособий на детей;
Контроль за соблюдением прав детей.
Виды социальной защиты
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
Доступное здравоохранение и образование;
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
Добровольное социальное страхование;
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
бесплатное медицинское обслуживание;
предоставление санаторно-курортного лечения;
социальная помощь семьям, имеющим детей;
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Система социальной защиты в Российской Федерации
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
Пенсионный фонд Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Фонд обязательного медицинского страхования.
Средства социальной защиты
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Выводы
Социальная защита – это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.
Социальная защита – это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.
В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме “Зарплата и кадры”.