Социальная помощь научным работникам в России

Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе

Дата публикации: 06.06.2015 2015-06-06

Статья просмотрена: 4844 раза

Библиографическое описание:

Евдокимова Т. В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 993-995. — URL https://moluch.ru/archive/92/20051/ (дата обращения: 19.12.2019).

Профессия «социальная работа» по сравнению с индустриально-развитыми странами очень молода. Если там она уже имеет многолетнюю историю и колоссальное значение, то у нас этот вид деятельности начал формироваться только в начале 90-х годов XX столетия одновременно со сменой социально-экономической и идейно-политической парадигм общественного устройства, ориентированного на создание рыночного хозяйства и либеральной ценности. Вот тогда-то в социальную практику России и вошло понятие социальной работы.

Впервые в мировой практике это понятие появилось еще в конце XIX века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего в США. Однако в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20–30-е годы XX века.

«Социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе, ориентированной на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения» [3, с. 17].

Социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Важнейшим элементом механизма влияния социальной работы на процесс развития общества является государственная политика.

В современном мире рыночный тип экономики является преобладающей формой хозяйствования. Развитие рыночных отношений сопровождается резким экономическим расслоением общества, одна часть населения, которая имеет определенный доход, либо хорошо разбирающаяся в рыночных отношениях, являются владельцами частной собственности. Другая же часть, не имеющая ни того, ни другого как раз и оказывается той социальной группой, которая по разным причинам не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. К ней относятся граждане, являющиеся инвалидами, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров, беженцы и вынужденные переселенцы, многодетные, неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода, безнадзорные дети и подростки и т. д. И поэтому им обязано оказывать социальную помощь и поддержку государство через социальную защиту населения. Для государства, социальная поддержка детей и подростков, семей, имеющих детей, временно утративших трудоспособность, является экономически выгодной, так как в будущем они будут вносить свой вклад в национальный фонд страны.

Поле деятельности социального работника широко — от социально-экономической сферы, условий труда, быта человека, его здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Специалисты по социальной работе в законотворческой деятельности, они вынуждены действовать в далекой от совершенства нормативно-правовой обстановке.

Основными правовым документом, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, который вступил в действие с 01 января 2015 года. Данный закон заменил законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые соответственно с 1 января 2015 года утратили силу. В соответствии с новым законом в сфере социального обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход. В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В законе закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соц. услугах. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. услуг. Это одна из новелл закона. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

При работе с различными категориями населения неотъемлемой частью являются принципы организации профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Главными из них являются принципы гуманизма, справедливости, компетентности, альтруизма, личностного и индивидуального подхода, ответственности перед клиентом. Без знания этих принципов социальная работа не может рассматриваться как профессиональная деятельность, а специалисты по социальной работе, не имеют право носить статус специалиста в этой области.

Специалисту в своей профессии не только необходимо владеть знаниями, навыками, но и обладать профессиональными качествами. Профессионально важные качества — это «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно-заданном уровне и которые значимы и положительно коррелируются хотя бы с одним (или несколькими) из ее основных результативных параметров — качеством, производительностью, надежностью» [3, с. 80]. В качестве основных: дальновидность; находчивость; социальная компетентность; умение использовать диагностические методы; коммуникабельность, отзывчивость, наблюдательность, внимательность; искренность, толерантность, гуманность; умение осуществлять связи с другими специалистами, доброта, оптимизм, тактичность, альтруизм и рефлексия.

К тому же профессионально важные качества, знания, умения и навыки немаловажны при приеме в социальные службы. Специфика работы в социальных учреждениях имеет особый подход к подбору кадров, способных решать сложные вопросы, которые возникают у специалистов в процессе обслуживания клиентов.

Управление кадровым потенциалом невозможно без осуществления целенаправленной кадровой политики. Приоритетными направлениями кадровой политики являются подбор кадрового состава и работа с ним, рост престижа государственной службы, совершенство­вание профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В процессе управления развитием социальной защиты населения производится организация дополнительного профессионального образования кадров, повышения их квалификации, обучения современным прогрессивным технологиям. И главной технологией, которая разрабатывает различные аспекты как профессиональной, так и личностной подготовки социальных работников к будущей деятельности с различными категориями населения в последние годы являются креативные технологии.

В настоящее время социальные службы не испытывают острого дефицита в работниках. Показатель успешности кадрового состава наиболее высок в городах, нежели в сельских отдаленных районах. Сегодня не менее трети квалифицированных работников системы социальной защиты имеют профильное высшее и среднее специальное образование. И конечно, такая насыщенность кадрового состава лицами с профильным профессиональным образованием не является еще стопроцентной гарантией успеха. И поэтому необходимо повышать профессиональный уровень и компетентность специалистов. Вот почему система переподготовки и повышения квалификации кадров занимает важное место в системе непрерывного профессионального образования.

1. Албегова И. Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2010. — № 4. — С. 4–16.

2. Бадя Л. В. Кадровая политика — на перспективу (из опыта работы по повышению квалификации социальных работников Московской области) // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2009. — № 4. — С. 54–58.

3. Основы социальной работы: учебник / отв. Ред. П. Д. Павленок. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2006. — 560 с.

4. Файзиева Е. Б. Повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. М.: —2010. — № 3. — С. 101–103.

5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Российская газета от 30.12.2013 № 295.

Подготовка социальных работников в России

Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России

Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие “социальное образование”, которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, как деятельность, как результат.

Представители традиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных реабилитологов и др. Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии. Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала. Если использовать системный подход в процессе анализа существующей системы образования, то, безусловно, придется, прежде всего, говорить о реальном состоянии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, которая сложилась в России в 90-е гг., а точнее – об особенностях становления в стране современной системы, ее первоначальном этапе.

Весомых оснований для утверждения, что в России существует система социального образования, еще не существует. Что же сделано в России в области подготовки специалистов для социальных служб?

В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников. И начиная с 1991 г. сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат. Всего в вузах по очной, заочной и очно-заочной формам обучается более 30 тыс. будущих социальных работников.

Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. социальный профессия реабилитолог

Профессиональная переподготовка по социальной работе специалистов, получивших высшее образование по социальной работе, для работы в социальных учреждениях, осуществляется по индивидуальному плану с зачетом дисциплин (часов), входящих в структуру профессионального образования.

Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе), проводилось на начальных этапах обучения

Далее проводится повышение квалификации по социальной работе с расчетом последующей деятельности специалистов в социальных учреждениях. Теоретическая подготовка проводится в течение всего времени и включает в себя освоение основных разделов социальной работы. Личностно и профессионально ориентированные тренинги проводятся в течение всего срока обучения. Для реализации плана и обеспечения качества подготовки специалиста назначается руководитель, который принимает непосредственное участие в обучении и несет персональную ответственность за реализацию учебного плана, осуществляет мероприятия по личностной и психологической поддержке обучаемого. Обучение по программе ориентируется на активную самостоятельную работу обучаемого, продолжительность которой может составлять до 50 процентов всего времени обучения. По окончании обучения при положительном заключении руководителя, который обобщает результаты подготовки, обучаемый проходит проверочные испытания и получает свидетельство (диплом) об окончании профессиональной переподготовки по социальной работе для последующей деятельности в социальных учреждениях.

Для лицензирования учреждений, проводящих профессиональную переподготовку специалистов по социальной работе, включая научно-исследовательские учреждения, необходимо:

наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалиста по социальной работе. Наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области социальной работы (специалистов по социальной работе по базовому образованию). Наличие условий для проведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможностям проведения подготовки на собственных и иных (по договорам) клинических базах. Собственные возможности учреждения в целом должны обеспечить не менее 70 процентов программы обучения по социальной работе.

На протяжении всего процесса обучения социального работника решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего – приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).

Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях.

Исследование, проведенное группой совета учебно-методического объединения вузов в области социальной работы, показало, что к подготовке социальных работников проявляют все больший интерес не только многопрофильные образовательные учреждения университетского типа, но и многие ведомственные вузы различных министерств.

В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.

  • 1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.
  • 2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д.
  • 3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года).

Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу.

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы – специалистов службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретные учреждения социального обслуживания или органы управления отраслей социальной сферы, в которые он может трудоустроиться.

В подготовке специалистов по социальной работе в России участвует более 3 тыс. преподавателей, 2/3 из них доктора и кандидаты наук, профессора и доценты.

В стране создано несколько профессиональных объединений, в состав которых входят специалисты по социальной работе: Межрегиональная Ассоциация работников социальных служб, Ассоциация коллективов вузов и школ социальной работы, Ассоциация социальных работников и др.

С марта 1993 г. начал работу Совет учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации в области социальной работы. Основными задачами УМО являются: координация деятельности педагогической общественности вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений, формирование перспективных планов, подготовка учебников и учебных пособий, разработка Государственных стандартов в соответствии с Законом об образовании, обеспечение интеграции высшей школы в мировое академическое сообщество.

Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлению “Социальная работа”. В соответствии с Государственным стандартом усилиями УМО, вузовских коллективов обновляются имеющиеся учебные программы, разрабатываются новые.

По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе “Российский журнал социальной работы”. Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.

В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.

В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности – социальной сфере.

В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие.

Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным новым Государственным стандартом.

Получение, хранение и распространение социальной информации.

Анализ вышеизложенных проблем подготовки специалистов по социальной работе в России показал, что данная система ещё далека от совершенства.

Социальная помощь НЕ нуждающимся: кто в стране получает «социалку»?

Причиной такого крайне низкоэффективного расходования государственных средств названа система социальной защиты, которую Россия унаследовала от Советского государства. Она предполагает охват огромной аудитории населения с низкой частью адресной помощи, которая по некоторым оценкам не превышает 15-16% в общей структуре социальных выплат. Огромное количество получателей государственной поддержки оставляет тех, кто действительно нуждается, без необходимой помощи. В чем проблема существующей системы и кто действительно получает государственные средства без нужды в них? Карьерист.ру постарался разобраться в насущной проблеме.

Конгломерат льгот

Доставшаяся России в наследство система социальной помощи сформировалась вначале 90-х, с неожиданным приходом независимости, и на протяжении всех последующих лет лишь разрасталась и увеличивалась в объемах, категориях и видах поддержки. По словам научного сотрудника НИФИ Олеси Феоктистовой, чьи слова приводит «Коммерсант», сегодня эта система охватывает больше 300 категорий получателей и 800 видов помощи – это и льготы, и субсидии, и пенсии, и пособия, и много других видов. Сформировался настоящий громоздкий «конгломерат льгот», который начиная с 2000-х, пытаются реформировать и монетизировать, но адресными удалось сделать лишь еще 0,7% от общего числа мер поддержки.

Получателями той или иной формы помощи считаются 70% россиян, если исключить пенсионеров – 42%. Вместе с тем согласно аналитическому докладу НИФИ и Всемирного банка (ВБ) «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0», результаты которого опубликовали «Известия», каждый пятый бедняк в России, вообще, не участвует в социальных программах, а почти 90% из получателей льгот по факту в них совсем не нуждается. В общей сложности государство тратит 3% ВВП ежегодно на оказание помощи нуждающимся, однако, по подсчетам исследователей, дефицит средств бедняков (по формальным признакам) оценивается лишь в 1% ВВП. Таким образом, средств для борьбы с бедностью у государства достаточно – хватило бы, даже если бы лишь треть выделяемых денег доходила до адресата.

Но существующая система не предусматривает увеличения доли адресной помощи – приоритетным является категориальное распределение. Исследователи из НИФИ выделили из них несколько основных групп: «за особые заслуги» 139 видов поощрений получают 37 категорий граждан, «за особо сложные и связанные с риском условия труда» льготами наделены 82 категории, на которых распространяется 117 видов помощи, 450 видов «компенсаций того или иного ущерба» получает 131 категория россиян и т.д. При этом ученые выделили наиболее многочисленные категории получателей помощи – ими неожиданно стали ветераны труда (9 млн) и работники сельского хозяйства (1,5 млн).

Эксперты уверены – это далеко не самые нуждающиеся категории россиян. По их мнению, система соцподдержки использовалась правительством, скорее, для повышения лояльности и оживления электората.

Помочь обеспеченным

Но как оказалось, получателями государственной социальной помощи могут выступать не только «не нуждающиеся», но и откровенно состоятельные люди по средним российским рамкам. Одни из самых существенных доплат к пенсии получают российские чиновники – только в одной Саратовской области обычные госслужащие-пенсионеры ежемесячно получают около 7 тыс. рублей дополнительно. Но это – далеко не самые серьезные доплаты: например, бывшие члены региональных правительств и депутаты областных дум могут претендовать на доплаты до 100 тыс. рублей. На дополнительную социальную помощь могут рассчитывать также титулованные спортсмены и их тренеры, деятели искусств, актеры, художники, певцы, а иногда и даже члены их семей. Причем, как пишет «Коммерсант», такая помощь нередко дублируется на государственном и региональном уровне, что часто запрещено законом.

Но так далеко не везде. Например, на региональном уровне вполне нормальным может считаться выделения в отдельную категорию получателей помощи конкретной семьи или, вообще, человека. Так, в купе нормативных актов региональных правительств нередко можно встретить приказы о выделении ежемесячного социального пособия бывшему руководителю государственного предприятия, средств на лечение вдове прокурора или жилья победительнице конкурса красоты. И это происходит даже несмотря на то, что подобные граждане не входят ни в одну из международных классификаций граждан, которым может понадобиться помощь.

Кстати, согласно внутренней документации МОТ, претендовать на социальную помощь государства могут лишь 9 категорий граждан, среди которых дети, беременные, инвалиды, старики, потерявшие кормильца, безработные, просто бедняки и т.д. Но согласно результатам исследования НИФИ и ВБ, они занимают лишь 13% в общей структуре получателей. Так что необходимость реформирования системы и увеличения доли адресной помощи не у кого уже не вызывает сомнений.

Адресность по нужде

Параллельно с введением принципа адресности, важным аспектом реформирования системы соцподдержки должно стать сокращение огромного количества льгот и выделения их не «по заслугам» или иным абсурдным критериям, а «по нуждаемости». Ярким примером является Соединенное Королевство, где с недавних пор ввели общую меру соцподдержки для нуждающихся вместо 6 других, основанных на разных критериях. Но определение критерия нуждаемости в России – задача не из легких. Этот вопрос активно начал обсуждаться недавно, в свете предложения ввести пособие по бедности, которое нужно привязать к критерию «нужды». Вполне логичной представляется концепция сравнения доходов гражданина с прожиточным минимумом, но в нашей стране она работать не будет – масштабы сокрытия реальных доходов граждан таковы, что у формальных бедняков нередко обнаруживается коммерческая недвижимость, элитные иномарки или, например, прогулочные катера.

В связи с этим методика оценки реальной экономической ситуации нуждающихся требует учета не только доходов, но и их имущественного положения. Как отмечает Феоктистова, чьи слова приводит «Коммерсант», проблема отечественной системы соцпомощи не в том, что стране не хватает средств – они просто неэффективно используются. Чтоб повысить эффективность, исследователи из НАФИ и ВБ предлагают менять не только принципы определения нуждаемости, но и саму систему в целом, предоставляя помощь, опираясь на международные критерии и вводя единое пособие, которое выделяется всем гражданам, ранее входящим в те или иные категории, при наличии этой самой нужды.

Но это невозможно сделать, не сломав категориальный принцип определения получателей помощи – он, по мнению ученых, требует радикального изменения. Но с универсализацией системы согласны далеко не все. В частности, Елена Аврамова из РАНХиГС, чьи слова приводят «Известия», считает, что унификация соцпомощи принесет много минусов, прежде всего потому, что трудно представить себе единый принцип, который позволит объективно охватить всех по-настоящему нуждающихся.

И с ней согласна ее коллега из РАНХиГС Елена Гришина – она отмечает, что движения в сторону адресности соцпомощи сегодня находятся на пике – регионы вводят критерии нуждаемости, ограничивая многих обеспеченных россиян в ранее предоставляемых пособиях и льготах. Но логика региональных властей далеко не всегда прагматична – в большинстве случаев категории типа «за заслуги», где 99% получателей не относятся к беднякам, остаются нетронутыми. «Обрезке», как правило, поддаются куда более полезные статьи, направленные на поддержку семей, детей и прочих нуждающихся. Впрочем, ничего нового. Так что без тотальной «зачистки» списка существующих и несправедливых категорий получателей социальной поддержки на федеральном уровне явно не обойтись.

Социальная работа — то, что нужно подавать красиво

Если в государстве помогают только тогда, когда человек дошел до дна, можно сказать, что социальной работы здесь еще нет

Ирина Соловьёва. Фото: Анна Гальперина

8 июня в России отмечается день социального работника. О том, как меняется эта профессия сегодня, рассуждают специалисты социального факультета ПСТГУ.

Ирина Соловьёва, заведующая отделением социальной и молодёжной работы факультета социальных наук ПСТГУ

«В социальной работе появились мужчины»

— На мой взгляд, мы успешно преодолели стереотип «социальный работник — уставшая женщина средних лет, несущая кому-то сумки». Но ключевые слова, которые связаны в массовом сознании с социальной работой, у людей правильные — это «помощь», «добро», «милосердие», «справедливость», «солидарность», «любовь», «общение».

В социальной работе появилась молодежь, появились мужчины. Бывая за рубежом, мы удивлялись как много волонтеров-мужчин в католических странах.

Мы думаем, когда в добровольчество, в социальную сферу, в помощь, в милосердие придут мужчины, туда подтянуться и женщины совсем другого качества.

Социальная работа — вообще то, что нужно уметь подавать красиво, то о чем нужно интересно рассказывать.

В нашей стране социальная работа — молодая профессия, которая стремительно развивается. Еще двадцать лет назад мы только мечтали о том, как было бы здорово пригласить какого-то известного актера представлять благотворительные проекты. Вот бы рекламу на телевидении о церковном социальном служении сделать, или в городе баннер разместить!

А сейчас? Социальные фонды представляют известные артисты, на Первом канале в прайм-тайм «Голос» собирает пожертвования на социальные проекты, баннер «Милосердия» встречает вас на вокзале в Санкт-Петербурге. Это великий прорыв за столь короткий срок.

Шесть лиц соцработника

Ответить на вопрос, какой он современный представитель социальной работы, непросто. Сложился образ благотворителя (а он тоже не чужд социальной сфере), но также сложился и образ неугомонного «НКОшника». Социальный работник храма или представитель государственного бюджетного учреждения — все это люди социальной сферы. Так и наши выпускники могут стать государственными служащими или церковными социальными работниками, а могут организовать собственный социально ориентированный бизнес.

Кто не подходит в соцработники

Уже в конце первого курса мы можем сказать, подходит студент для социальной работы, или нет.

Для социальной работы решительно не подходят люди, ориентированные на себя. Потому что социальная работа — это постоянная работа-общение, это разворот в сторону другого.

Важное качество будущего социального работника — умение рефлексировать, постоянно оценивать себя, свое поведение, свои чувства. Это необходимо, чтобы через свои чувства научиться понимать чувства других людей и суметь правильно их понять, суметь оказать им нужную помощь.

Главное – не превратиться в автомат

Современные тенденции в сфере обслуживания коснулись и социальной работы. Все больше процессов автоматизируются, компьютеры вытесняют человека. Замечали ли вы, когда вам нужно проконсультироваться со специалистом, а автомат маршрутизирует ваши действия, вы ждете, когда же на другом конце провода появится человек. «Менеджеризм» проникает и в социальное служение.

У церковных социальных работников появился тот же лексикон, которому обучают менеджеров на тренингах. Придя из торговли в сферу обслуживания, «менеджеризм» выхолащивает из неё человеческие отношения. Можете ли вы представить время, когда вы придёте за помощью в церковь, а там вас встретит автомат, предлагая выбрать нужную услугу?

На мой взгляд, наша задача — сохранить свою церковную идентичность, держаться за сохранение отношений между людьми. Потому, приходя в Церковь за помощью, человек ждет индивидуального подхода, он ищет отношений. И эти отношения — всегда между человеком и человеком, или отношения через человека к Богу.

«Помочь – задача интеллектуальная»

Татьяна Зальцман, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ:

Как не осуждать своих подопечных

— Для меня это странный вопрос.

Осуждение, скорее, может настигнуть человека, который неожиданно столкнулся с незнакомыми для него сторонами жизни людей.

А для социального работника организовать помощь другому человеку – это интеллектуальная задача, которая требует решения.

Кроме того, непосредственную помощь людям, которые находятся в кризисной ситуации, оказывают не все социальные работники. В системе здравоохранения тоже не все врачи работают на скорой помощи, есть и другие, не менее важные направления.

Так и социальная работа должна заниматься в первую очередь предупреждением социальных проблем.

Если же в государстве помогают только тогда, когда человек дошел до самой крайне точки, оказался на самом краю, можно сказать, что социальной работы здесь еще нет.

Основная задача специалистов по социальной работе – научиться заботиться о том, чтобы люди не испытывали нужды, поэтому осуждать можно лишь себя за непрофессионализм.

Подготовка в России и за рубежом

В Европе и Америке подготовка социальных работников отличается в зависимости от того, для каких организаций и для какой деятельности готовят специалистов. В Германии в двадцати вузах есть диаконические кафедры, которые готовят церковных социальных работников, а в нашей стране церковных специалистов по социальной работе готовит пока только один православный вуз — ПСТГУ.

Система отбора в школы социальной работы на Западе тоже отличается: где-то есть ограничения по возрасту, физическому состоянию или по наличию волонтерского опыта не менее года. В нашей стране пока никакой системы отбора абитуриентов на эту специальность нет.

Я уверена, что социальной работе можно и нужно учить. Этим российские вузы занимаются с 1991 года, и с каждым годом наша сфера становится все более разнообразной. Сейчас уже понятно, как готовить специалистов органов опеки и попечительства, по работе с семьей, в области реабилитации, занятости. Идет разработка стандартов специалиста по организации ранней помощи и по оказанию паллиативной помощи. Молодая профессия набирает опыт.

Ссылка на основную публикацию