Социальная защита и поддержка в Ханты-Мансийске и Ханты-Мансийском автономном округе

Меры социальной поддержки и льготы в Ханты-Мансийске и ХМАО (Югре) в 2020 году

Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения

Меры социальной поддержки и льготы для граждан Ханты-Мансийска и ХМАО (Югры) установлены Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 ноября 2006 г. N 115-оз “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре” (в дальнейшем по тексту – Закон N 115-оз) для категорий граждан, определенных статьей 1, в числе которых:

  1. труженики тыла (статья 5);
  2. реабилитированные лица (статья 6):
    • лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и впоследствии реабилитированные;
    • дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных;
    • граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно;
  3. ветераны труда (статья 7):
    • лица, имеющие удостоверение “Ветеран труда”;
    • лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
    • граждане, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, – военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, уволенные с военной службы в запас (отставку), при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более.

Статьей 2 Закона N 115-оз определены категории граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки (глава III):

  1. инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
  2. участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий;
  3. бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее – бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий;
  4. военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
  5. участники Великой Отечественной войны;
  6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
  7. ветераны боевых действий;
  8. лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  9. лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  10. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны (за исключением указанных в подпункте 8 пункта 5 статьи 2 Закона N 115-оз), ветеранов боевых действий;
  11. родители военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (военных обязанностей) по призыву, по контракту, из числа категорий, установленных Федеральным законом “О ветеранах”;
  12. инвалиды I, II, III групп;
  13. дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

А статьей 3 Закона N 115-оз определены иные категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и льготы:

  1. ветераны труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
  2. неработающие одинокие пенсионеры (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), не относящиеся к льготным категориям; пенсионеры, проживающие в семьях, состоящих из неработающих пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), один из которых либо оба не относятся к льготным категориям;
  3. неработающие пенсионеры (женщины старше 50 лет, мужчины старше 55 лет), не имеющие права на получение ежемесячных мер социальной поддержки в денежном выражении в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, постоянно проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющие стаж работы на его территории не менее 20 лет, не подпадающие под действие Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” в части формирования накопительной части трудовой пенсии;
  4. инвалиды с детства I и II групп, получающие социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и не имеющие права на дополнительное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
  5. граждане, страдающие хронической почечной недостаточностью;
  6. граждане, страдающие онкологическими заболеваниями.

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ, охватывают категории граждан, относящихся к “федеральным” льготникам, которым Пенсионный Фонд назначает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Отдельным категориям граждан ПФ РФ устанавливает к пенсиям, назначенным в соответствии с российским законодательством, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

Меры социальной поддержки пожилых граждан, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 “О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами”, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 “Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет”, также обеспечиваются Пенсионным Фондом РФ.

Информация об Управлении социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району

Фамилия, Имя, Отчество

Нестерова Ольга Владимировна

Заместитель начальника управления

Белкова Елена Леонидовна

Меркелло Лариса Алексанлровна

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа «Центр социальных выплат»
628001, ул. Барабинская, 18, г. Ханты-Мансийск

Чен Лариса Игоревна

И.О. заместителя директора

Овчинникова Наталия Леонидовна

3Заместитель директора –
Начальник отдела внутреннего контроляКраско Анатолий Анатольевич33-96-08Отдел организации приема граждан1Начальник отделаПономарев Виктор Георгиевич33-71-252Заместитель начальника отделаВоронцова Ирина Викторовна33-71-253Ведущий специалист
(п. Горноправдинск)Садыкова Олеся Александровна37-53-464Ведущий специалистКраснова Ольга Владимировна33-80-485СпециалистыДиканова Ирина Николаевна
Дубровская Виктория Витальевна
Самарина Любовь Николаевна
Зовтун Елена Александровна
Отшамова Ольга Ривинировна33-80-48Отдел социальных выплат1Начальниу отделаВедрова Светлана Сергеевна33-72-612Заместитель начальника отделаЩербинина Светлана Владимировна33-72-613Главные специалистыГагарина Ольга Анатольевна33-68-254Ведущие специалистыМаликов Руфат Азиятович
Уразова Фания Сагитулловна33-68-25
33-69-285Главные специалистыОслина Светлана Викторовна
Тогушакова Анна Юрьевна
Одинец Ирина Владимировна
Пузина Любовь Николаевна33-69-28

Управление социальной защиты населения по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району (далее Управление) является структурным подразделением Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа (далее Департамент), образовано 01.01.2006 года согласно распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.05.2005 года № 222-рп «О создании территориальных подразделений Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Деятельность Управления регламентирована Положением, утвержденным приказом Департамента от 27.08.2010 № 419-р «Об утверждении Положений структурных подразделений Департамента социального развития автономного округа».

Основные мероприятия Управления, проводимые в соответствии с перспективным планом работы, направлены на реализацию законодательства Российской Федерации и автономного округа в области предоставления мер социальной поддержки населения и социальные услуги, на реализацию социальных программ, принятых на среднесрочную перспективу, на реализацию основных положений Послания и поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в 2011-2013 годах на территории муниципальных образований города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района (далее – города и района).

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1. В области комплексных проблем социальной защиты населения:

– выявляет потребности населения в социальном обслуживании, участвует в разработке проектов и реализации региональных программ в сфере социального обслуживания на территории города и района;

– организует работу по социальному обслуживанию семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, других граждан, нуждающихся в поддержке государства;

– осуществляет руководство, координацию и методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, расположенных на территории города и района по всему перечню гарантированных государством социальных услуг, развивает систему платного социального обслуживания.

2. В области социального обслуживания населения:

– выявляет, с учетом социально-демографических особенностей на территории города и района потребность населения в социальном обслуживании, участвует в разработке проектов и реализации региональных программ в сфере социального обслуживания населения на территории города и района;

– организует работу по социальному обслуживанию семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе без определенного места жительства и занятий и иных лиц, других категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства;

– осуществляет руководство, координацию и методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по всему перечню гарантированных государством социальных услуг, развивает систему платного социального обслуживания.

3. В области единовременной помощи:

– участвует в разработке проектов и предложений по реализации окружных целевых программ по снижению уровня бедности;

– организует социальную поддержку малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан на территории города и района;

– оказывает гражданам единовременную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией.

4. В области социальной поддержки отдельных категорий граждан:

– обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, социальных и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, отдельным категориям граждан в пределах своей компетенции;

– обеспечивает выдачу удостоверений, установленного образца, дающих право на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

5. В области реабилитации и социальной интеграции инвалидов:

– участвует в реализации региональных целевых программ социальной поддержки инвалидов;

– осуществляет взаимодействие с общественными объединениями инвалидов.

6. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:

– анализирует состояние проблем семьи, материнства, отцовства и детства на территории города и района;

– участвует в разработке и реализации региональных и целевых программ по улучшению положения семьи, женщин и детей;

– осуществляет назначение и выплату пособий семьям, имеющим детей;

– участвует в проведении мониторинга качества жизни и благосостояния семьи и детей;

– готовит предложения к государственным прогнозам на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по поддержке семьи и детей на территории города и района;

7. В области демографической политики:

– участвует в реализации концепции «Демографическая политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на период до 2015 года.

8. В области финансовой деятельности:

– составляет, представляет и исполняет сметы доходов и расходов, ведет бюджетный учет в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации, финансового законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, распоряжениями, приказами и методическими указаниями органов финансов автономного округа;

– ведет финансово-хозяйственную деятельность Управления;

– осуществляет ведомственный текущий контроль ведения финансово-хозяйственной деятельности в подведомственных учреждениях;

– предоставляет отчетность в соответствующие органы по всем видам платежей;

– формирует сводный государственный заказ по Управлению и подведомственным учреждениям, вносит изменения и дополнения в соответствие с установленными требованиями;

– осуществляет государственные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с годовым планом государственного заказа Управления, курирует данную деятельность в подведомственных учреждениях.

9. В области развития информационно-консультативных услуг и связи со СМИ:

– формирует и представляет гражданам информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания населения на территории города и района;

– проводит консультации по вопросам социальной поддержки населения;

– организует взаимодействие с местными средствами массовой информации;

– развивает автоматизированные информационные системы по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на территории города и района.

Социальная защита и поддержка в Ханты-Мансийске и Ханты-Мансийском автономном округе в 2020-2020 году

Социальная функция государства заключается в поддержке наиболее нуждающихся членов общества. В Российской Федерации таковые функции реализуют как федеральный центр, так и регионы. Они делят полномочия.

Так, социальная защита населения Ханты-Мансийска — это согласованная деятельность большого количества организаций по выполнению федеральной и окружной соцпрограмм.

Вводные понятия

Двухступенчатая система соцподдержки российского населения приводит к делению претендентов на две большие группы:

  • одним выплаты и привилегии предоставляются на всей территории РФ (по федеральным законам);
  • другим только в субъекте федерации постоянного проживания (по местным).

Следовательно, гражданам следует ориентироваться в нормативной базе. Дело в том, что законы регионов несколько отличаются друг от друга; преференции для одной и той же группы людей также немного различны.

В Ханты-Мансийском автономном округе (АО) претендовать на пособия могут:

  • льготники, постоянно зарегистрированные на территории;
  • подпадающие под условия, прописанные в нормативной базе;
  • без учета гражданства (если в законе не написано иначе);
  • обратившиеся инициативно за поддержкой.

Подсказка: со льготниками в регионе работают органы соцзащиты. Некоторые услуги оказывает социальная служба Ханты-Мансийского округа.

Законодательная база

Реализация соцпрограммы РФ строится на нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня. Под действие первых подпадают все российские резиденты, вторым обязаны подчиняться только юрлица, зарегистрированные в АО .

Перечень основных законов приведен в таблице:

Группа населенияНомер законаОбласть правоприменения
Ветераны и инвалиды ВОВ , труда, воинской службы№ 5-ФЗ от 12.01.1995Общероссийский
Семейства с детьми81-ФЗ от 19.05.1995
Пенсионеры173-ФЗ от 17.12.01
Ветераны и инвалиды ВОВ , труда, воинской службы

репрессированные и реабилитированные;

жители блокадного Ленинграда;

115-ОЗ от 15.11.06Региональный

Для сведения: часть привилегий внесена в иные нормативные акты, например, в Налоговый и Трудовой кодекс. Предоставляются они:

  • налоговой службой;
  • работодателями всех форм собственности.

Соцподдержка ветеранов в Ханты-Мансийском АО

Согласно местной соцпрограмме, труженикам тыла полагаются такие привилегии за счет денег местной казны:

  • полное компенсирование затрат на коммуналку в рамках норм потребления;
  • услуги зубного протезиста бесплатно;
  • половинная скидка на лекарственные средства;
  • выдача бесплатно билетов на междугородние маршруты;
  • ежегодное соцпособие на оздоровление в размере 3 000,0 р. (только неработающим).

Для ветеранов труда предусмотрен иной пакет соцуслуг:

  • компенсирование половины счетов за коммуналку;
  • зубное протезирование без внесения платы;
  • бесплатное использование междугороднего общественного транспорта;
  • начисления по 944,0 р. в месяц.

Подсказка: ветеран труда может раз в три года получить оздоровительную путевку, если официально не трудоустроен.

Различные категории ветеранов имеют право на получение субсидий от государства на улучшение условий проживания. Так, бюджет выделяет сумму, равную стоимости определенного количества метров по рыночной цене. А именно:

  • участникам и инвалидам Великой Отечественной войны по 36 кв. м на человека;
  • ветеранам труда и инвалидам военных действий — по 18 кв. м.

Важно: критерии для получения звания «Ветеран труда» в Ханты-Мансийском АО снижены. Его присваивают лицам, имеющим:

  • государственные и ведомственные трудовые награды, стаж службы не менее 20 лет для женщин и 25 для мужчин;
  • либо труженикам, которые отработали 35 и 40 лет, соответственно.

Скачать для просмотра и печати:

Соцподдержка пенсионеров

Граждане, достигшие предельного возраста обязательного трудоустройства, получают в рамках федерального законодательства ежемесячные выплаты:

Пенсионерам, чья выплата не дотягивает до показателя минимума, осуществляются доплаты.

Дополнительно людям, ушедшим на заслуженный отдых, полагаются такие преференции:

  • им делается скидка по внесению взноса на капремонт:
    • достигшим 70-летия в половинном размере;
    • перешагнувшим 80-летний порог — 100%;
  • уменьшается обязательный налог на:
    • транспортное средство;
    • недвижимость;
  • неработающим пенсионерам старше 60 лет полагается льгота на приобретение билетов на междугородние маршруты.

Подсказка: трудоустроенные пенсионеры вправе потребовать:

  • предоставления дополнительного отпуска;
  • увольнения по своему желанию без обязательной отработки.

Скачать для просмотра и печати:

Соцподдержка граждан с ограничениями по здоровью

Инвалиды получают за деньги местной казны такие виды привилегий:

  • обеспечение средствами реабилитации;
  • направление для прохождения лечебного курса для инвалидов, страдающих заболеваниями:
    • зрительных органов;
    • почек;
  • возможность приобрести отечественный автомобиль «Ока» с большими скидками;
  • предоставление необходимого ремонта, в том числе приобретение за бюджетные деньги запчастей;
  • субсидирование на улучшение условий проживания.

Для сведения: родителям несовершеннолетних инвалидов компенсируются затраты:

  • на приобретение учебной литературы;
  • на прохождение обучения в домашних условиях.

Скачать для просмотра и печати:

Соцподдержка участников и инвалидов Великой Отечественной войны

Людям, защищавшим Родину в годы ВОВ , полагается более широкий спектр соцпомощи:

  • увеличенное пенсионное содержание;
  • обеспечение жилыми помещениями без оплаты при необходимости;
  • обеспечение стационарной телефонией без очереди;
  • компенсирование половины счетов за:
    • коммунальные услуги;
    • квартплату;
    • капремонт;
  • приобретение твердого топлива и подвоз (в дома, не обеспеченные центральным теплом);
  • внеочередное устройство в госучреждения для инвалидов;
  • сохранение права получать медуслуги в учреждениях, к которым были приписаны в период прохождения службы.

Для сведения: в силу естественных причины участникам ВОВ ныне более 80 лет. На них распространяются все льготы для данной группы.

Соцподдержка иных категорий льготников

Местное законодательство выделяет еще несколько групп граждан, требующих особой заботы. Им предоставляется определенный объем преференций:

  • чернобыльцам и ликвидаторам:
    • скидки по коммунальным платежам в размере 50%;
    • внеочередное:
      • устройство в госучреждения для инвалидов;
      • предоставление земельных наделов;
      • поступление в жилищные кооперативы;
      • обслуживание в медучреждениях округа;
  • людям, награжденным знаком «Почетный донор»:
    • приоритетное обеспечение оздоровительными путевками со скидками;
    • ежегодное пособие — 13 041,41 р.;
  • репрессированным и реабилитированным:
    • ежемесячная выплата — 500,0 р.;
    • половинная скидка по счетам за коммунальные услуги;
    • использование общественного транспорта (внутригородского и междугороднего) по сниженным тарифам;
    • получение оздоровительной путевки раз в год;
    • приоритетное предоставление места в соцучреждениях для престарелых.

Для получения преференций необходимо льготное удостоверение. Документ оформляется в органах соцзащиты. Например, в Ханты-Мансийске следует обратиться в департамент соцразвития по адресу: ул. Мира, 14 А, телефон +7 (3467) 32-94-03.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Помощь на погребение

Соцпособие на организацию похорон в размере 7 915,92 р. выплачивается гражданам, осуществившим оплату церемонии погребения, без учета факта родства. Оно полагается, если:

  • усопший не подлежал обязательному соцстрахованию и не был пенсионером;
  • умер новорожденный (или появился на свет мертвым).

Подсказка: обращаться за средствами следует в соцзащиту, не позже полугода с даты смерти.

Льготы обучающейся молодежи

Школьникам и студентам полагаются проездные на городские виды транспорта по сниженной цене. Студенты, воспитывающиеся в многодетных и малоимущих семействах, получат специальную стипендию.

Школьникам льготных категорий горячее питание во время учебного процесса оплачивает местный бюджет.

Помощь на оплату услуг дошкольных образовательных учреждений

Родители и усыновители (опекуны) могут обратиться к заведующей садика за компенсацией части взноса. Размер зависит от очередности несовершеннолетних в семействе:

  • за первого компенсируют 20%;
  • за второго возвращают уже половину;
  • за третьего и каждого следующего — 70%.

Для сведения: компенсационная выплата начисляется без учета уровня доходов семейства.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Ссылка на основную публикацию