Адресная помощь: понятие, виды помощи, право и условия получения

Адресная помощь в 2022-2022 году в России

Проблема бедности малообеспеченных слоев населения в 2022-2022 году стоит достаточно остро. В России множество граждан испытывают трудности с обеспечением себя и своих близких предметами первой необходимости.

Адресная социальная помощь — это мера государственной поддержки, оказываемая лицам, столкнувшимся с тяжелой жизненной ситуацией. Обратиться за ней могут граждане при наличии определенной причины.

Виды оказываемой адресной помощи

Оказание этой поддержки регламентируется на федеральном и местном законодательных уровнях. Субъекты РФ вправе самостоятельно определить размер и порядок предоставления подобных льгот. Также в их ведении находится формирование перечня причин и списка документации, при наличии которых производятся подобные соцвыплаты.

Региональное содействие может предоставляться в следующих видах:

  • социальное пособие;
  • поддержка в натуральном виде;
  • выплаты на основании соцконтракта;
  • адресная социальная выплата.

В натуральном виде нуждающемуся гражданину могут быть переданы продукты, лекарства или иные предметы первой необходимости.

Каждый субъект РФ разрабатывает свои положения о:

  • порядке оформления соцпособий,
  • оказании помощи в натуральном виде,
  • правилах заключения соцконтракта и мониторинга оказанной подобным образом поддержки, направленной на адаптацию малозащищенных слоев населения.

Обратите внимание! Данная мера поддержки носит заявительный характер. Для ее получения необходимо обратиться в соцзащиту или МФЦ по месту жительства. Автоматически она не предоставляется.

Условия и размер предоставления соцпособия

Адресная социальная помощь предоставляется гражданам РФ, живущим на территории субъекта, в органы власти которого они обратятся. Критерии, которым они должны соответствовать определяются местными органами власти самостоятельно. Так, регион может содействовать адаптации:

При этом доход данных лиц из расчета на одного человека должен состоять меньше прожиточного минимума, установленного в регионе. Данный показатель разрабатывается с учетом экономической обстановки в субъекте РФ.

При определении уровня дохода претендента учитываются все ежемесячно получаемые им выплаты. Средства, полученные разово, в общую сумму не включаются. Если определяется уровень дохода семьи, суммы, получаемые проживающими совместно лицами, складываются и делятся на каждого человека. Итоговая сумма сравнивается с прожиточным лимитом.

Региональное законодательство может установить адресную помощь в фиксированной сумме, а также посредством доплаты разницы между уровнем дохода и прожиточным минимумом в субъекте РФ. Во втором случае выплата не должна быть меньше 10% от базовой, устанавливаемой федеральным законодательством.

Региональное содействие может оказываться и лицам, которые попали в чрезвычайную ситуацию. Подобными обстоятельствами могут признаваться:

  • стихийное бедствие;
  • пожар, разрушение жилья;
  • разрушение жилища из-за аварии;
  • утеря необходимого для жизни имущества;
  • наличие показаний для прохождения лечения или оперативного вмешательства;
  • отсутствие топлива для обогрева жилища.

Гражданам, которые столкнулись с подобной ситуацией, соцпомощь оказывается в виде денежной компенсации кратной прожиточному лимиту. Но она не должна превышать данный показатель более чем в 6 раз.

Она назначается на срок от 1 до 6 месяцев в год в виде единовременной или ежемесячной выплаты.

Обратите внимание! Для получения данной поддержки необходимо подать заявление и подтверждающую документацию. В противном случае будет считаться, что гражданин в поддержке не нуждается. Решение о назначении данного пособия принимается органом соцзащиты на основании комиссионного рассмотрения заявки и подтверждающей документации.

Порядок предоставления адресной социальной выплаты

Региональное законодательство может устанавливать меру поддержки малоимущим гражданам, компенсирующую расходы на холодное водоснабжение и водоотведение. Подобная соцпомощь характерна для муниципальных образований, в которых тарифы на эти коммунальные услуги выше критериев доступности платы.

Оформление этой компенсации осуществляется на основании следующей документации:

  • заявления, в котором указывается способ доставки выплаты,
  • копий паспорта и свидетельств рождения обратившегося и лиц, проживающих с ним совместно,
  • справки о составе семьи.

Если лицо живет не по месту регистрации, ему необходимо приложить к пакету справку, подтверждающую факт неполучения подобной соцподдержки по месту прописки.

Скачать для просмотра и печати:

Заявитель прекращает получать данную компенсацию в следующих ситуациях:

  1. Если он аннулирует свой регистрационный учет;
  2. Поступает на полное обеспечение государством в стационарное учреждение соцобслуживания;
  3. В случае смерти получателя;
  4. Если получатель отбывает наказание в исправительной колонии;
  5. В иных ситуациях, предусмотренных законодательством.

Предоставляется данная выплата с момента вступления в силу нормативного акта компетентного органа субъекта на финансовый год. При этом не учитывается дата обращения заявителя.

На основании полученных заявок орган соцзащиты формирует список нуждающихся в этой компенсации и передает эти сведения в компетентный орган каждый месяц.

Важно! Данная мера соцподдержки оказывается ежемесячно, если отсутствует задолженность по коммунальным платежам более двух месяцев. При наличии долга предоставление льготы приостанавливается. Оно может быть возобновлено после погашения задолженности.

Порядок оформления соцпомощи

Общий порядок действий для оформления данного вида соцподдержки:

  1. Уточнить уровень прожиточного минимума, действующий в регионе проживания;
  2. Рассчитать уровень дохода на каждого живущего совместно с претендентом лица;
  3. Сравнить полученную цифру с установленным лимитом;
  4. Собрать необходимые документы;
  5. Обратиться в компетентный орган по месту проживания и написать заявление;
  6. Приложить к заявке пакет документации и передать ее сотруднику;
  7. Дождаться решения органа о предоставлении соцподдержки.

Если в пакете документации будут отсутствовать бумаги, подтверждающие сведения, которые не находятся в распоряжении государственных органов, заявителю будет отказано.

Документальное обеспечение процедуры

Перед обращением в соцзащиту необходимо подготовить документы. Окончательный список бумаг будет зависеть от конкретной ситуации и региона, в котором живет заявитель. В большинстве случаев потребуется:

  1. Заявление на получение матпомощи. Заполняется при обращении;
  2. Паспорта всех лиц, достигших возраста 14 лет. Потребуется оригинал и копия главной страницы и места регистрации;
  3. Свидетельства о рождении детей;
  4. Решение суда об усыновлении. Необходимо предоставить, если в семье есть усыновленные дети;
  5. Справку о составе семьи;
  6. Документы, подтверждающие наличие родственной связи. Это могут быть:
    • Свидетельство регистрации брака;
    • Свидетельство о расторжении брака;
    • Свидетельство о рождении;
    • Иные документы;
  7. Удостоверение инвалида. Необходимо, если у кого-либо есть инвалидность, подтвержденная официально;
  8. Трудовые книжки трудоспособных людей, живущих совместно с обратившимся;
  9. Справку о доходах за определенный период. Временной промежуток варьируется в зависимости от региона обращения. Необходимо уточнить, какая именно справка нужна заранее;
  10. Справку, которая подтверждает, что адресная матпомощь не была получена по иному адресу прописки. Предоставляется, если лицо проживает не по месту постоянной регистрации;
  11. Документ, подтверждающий возникновение определенных оснований, к примеру, уничтожение жилища в результате чрезвычайного происшествия;
  12. Заключение медицинской комиссии о необходимости лечения или оперативного вмешательства, направление от врача или иная бумага, которая подтвердит это основание.

Если заявитель проживает в сложных климатических условиях, ему также необходимо подтвердить этот факт.

Обратите внимание! Заявителю потребуются копии документов и оригиналы для сверки данных. Полный перечень бумаг целесообразно уточнить у сотрудников соцзащиты заранее.

Социальный контракт

Социальный контракт — это договор, который позволяет получать матпомощь от государства на протяжении определенного временного промежутка. Она может предоставляться в качестве:

  • денежных средств;
  • социальных услуг;
  • натуральной помощи.

Данная соцподдержка оказывается только лицам, которые официально признаны малоимущими. Она может быть предоставлена одиноко живущим лицам или семьям.

В период действия контракта заявитель и родственники, проживающие с ним совместно, вправе получать и иные соцвыплаты.

Подписание такого контракта возможно только при наличии согласия всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с заявителем.

Натуральная помощь по этому соглашению оказывается посредством выдачи:

  1. Продуктов питания;
  2. Одежды, обуви, необходимой для нормальной жизни лица;
  3. Лекарств, медицинских препаратов. В большинстве случаев выдаются дорогостоящие медикаменты, которые требуются для лечения или реабилитации нуждающегося лица;
  4. Топливо для обогрева жилища;
  5. Иные вещи, которые обеспечат лицу нормальные условия проживания.

Контракт может быть заключен на период от трех до шести месяцев. По истечении срока он продлевается по необходимости.

Важно! Зачастую, сотрудники соцзащиты при продлении соглашения требуют повторно подтвердить основания для получения матпомощи от государства.

Размер соцвыплат определяется, исходя из разницы между прожиточным минимумом и уровнем дохода на каждого члена семьи. При этом выплаты можно потратить только на цели, указанные в соглашении.

Условия договора могут содержать следующие целевые назначения для расходования средств:

  • развитие личного подсобного хозяйства;
  • открытие предпринимательства;
  • проведение ремонтных работ в жилье;
  • покупка учебников;
  • лечение, обследование или реабилитация.

Помощь в натуральном виде выдается сотрудником соцзащиты каждому члену семьи, независимо от его возраста.

Документы для оформления контракта

Для заключения соглашения необходимо собрать следующую документацию:

  • паспорт обратившегося, а также всех лиц, проживающих с ним совместно,
  • свидетельства о рождении детей, не достигших 14 лет,
  • справку о составе семьи,
  • справку об инвалидности,
  • документ о заработке обратившегося и проживающих с ним трудоспособных лиц за три месяца до подачи заявки.

Заявитель вправе предоставить оригиналы для сверки данных и копии бумаг или только копии, но заверенные надлежащим образом.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Понятие государственной адресной социальной помощи

Под государственной социальной помощью понимают все денежные выплаты (пенсии, пособия и пр.) и натуральные выдачи (одежда, продукты и т.д.) всем категориям граждан, которые наиболее нуждаются в материальной помощи.

Цель социальной помощи состоит в обеспечении гарантированного прожиточного минимума различным группам населения при условии проверки их материального положения. Речь идет о государственной системе защиты от нужды и бедности и социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (одиночество, инвалидность, сиротство, отсутствие постоянного места жительства). Социальная помощь всегда носит адресный характер

К числу важнейших принципов отнесен принцип адресности социальных выплат и выдач. Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан.

К бедным относятся те граждане, доходы которых позволяют приобретать продукты питания в таком объеме, чтобы не умереть с голоду. Малообеспеченные граждане на свои доходы (если они в 2 раза выше минимума) могут покупать достаточное количество продуктов или более качественные, а при экономии на питании могут купить что-то из одежды. К относительно обеспеченным слоям населения причисляются те лица, которые помимо возможности покупать более дорогие и разнообразные продукты питания могут без проблем менять одежду, пользоваться услугами химчистки, прачечной, парикмахерской, приобретать предметы длительного пользования в быту (мебель, холодильник и пр.). Как правило, к таким относятся лица, у которых среднедушевой доход составляет три прожиточных минимума. Состоятельными и богатыми признаются те граждане, доходы которых превышают бюджет высокого достатка: они имеют имущество и банковские счета в своей стране и за рубежом [32].

Правоотношения по социальной помощи населению характеризуются различными основаниями возникновения, объемом предоставляемых социальных услуг. Социальная помощь решает кратковременные задачи социального обеспечения нуждающегося, как правило, путем предоставления материальных благ (так называемая пассивная социальная политика). Она носит компенсационный характер. Социальная помощь всегда носит безвозмездный характер. Адресный характер социальной помощи диктует и уровень правового регулирования рассматриваемого вида социально-обеспечительных отношений.

Основанием возникновения правоотношений по социальной помощи является сложный фактический состав, который содержит:

Нуждаемость (бедность) лица или необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми в связи с трудной жизненной ситуацией лица.

Заявление лица о предоставлении социальной помощи и социального обслуживания,

Решение компетентного органа социальной службы о назначении определенного вида социальной помощи, обслуживания.

Объектами правоотношений по социальной помощи в соответствии с действующим законодательством выступают материальная помощь в виде денежных социальных пособий, в натуральной форме (продукты питания, одежда, средства санитарии, гигиены, специальные технические средства реабилитации инвалидов и др.), в виде социальных субсидий (жилищные субсидии и др.), в виде социальных компенсаций.[33]

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в Республике Беларусь государственная поддержка населения осуществляется в форме:

государственной адресной социальной помощи (ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия) на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности;

безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, их техническое обслуживание, коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов) и отчислений на капитальный ремонт.[34]

Данным Указом утверждены:

— Положение о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи;

— Положение о порядке предоставления безналичных жилищных субсидий.

В Положение о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи установлен порядок предоставления государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий семьям и гражданам, проживающим отдельно либо ведущим раздельное хозяйство (далее – семьи (граждане).

Под государственной адресной социальной помощью понимается один из видов государственной социальной помощи, оказываемой для преодоления или смягчения трудной жизненной ситуации малообеспеченным гражданам (семьям).

Под трудной жизненной ситуацией понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, нуждаемость в технических средствах социальной реабилитации, стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства). Таким образом, социальная помощь как кратковременного, так и постоянного характера охватывает случаи не только материальной необеспеченности, но предоставления довольно широкого спектра нематериальных социальных благ, обеспечивающих преодоление трудной жизненной ситуации. Объемы социальной помощи в каждом конкретном случае индивидуализируется с учетом характера трудной жизненной ситуации, уровня материальной обеспеченности лица, потребностей в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Адресный характер социальной помощи диктует и уровень правового регулирования рассматриваемого вида социально-обеспечительных отношений.

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение государственной адресной социальной помощи, устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, центра с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

По решению комиссии государственная адресная социальной помощь может предоставляться в денежной (наличной или безналичной) и (или) натуральной форме.

Натуральная форма предоставления государственной адресной социальной помощи применяется в случае, когда:

родители не обеспечивают должный уход за детьми; государственная адресная социальной помощь в денежной форме используется не по назначению. В этих случаях работники органа по труду, занятости и социальной защите, центров за счет денежных средств, выделенных на государственную адресную социальную помощь, приобретают для семей (граждан) продукты питания, лекарственные средства, одежду, обувь, школьные принадлежности, другие товары и услуги первой необходимости; цели, на которые испрашивается указанная государственная адресная социальная помощь, могут быть удовлетворены за счет оказания именно такой формы этой помощи.

Среднедушевой доход семьи (гражданина) при назначении государственной адресной социальной помощи исчисляется за три месяца, предшествующих месяцу обращения за ее назначением. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода гражданина и дохода семьи для назначения государственной адресной социальной помощи устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 2006 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Понятие и виды государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон “О государственной социальной помощи”.

Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • • адресного использования бюджетных средств;
  • • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • • снижения уровня социального неравенства;
  • • повышения доходов населения.

В зависимости от источника финансирования государственная социальная помощь может быть предоставлена

за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета субъекта РФ.

Закон предусматривает различные виды государственной социальной помощи:

  • социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
  • набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан;
  • социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Федеральным законом “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг

Статья 6.1 Федерального закона “О государственной социальной помощи” определяет круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • 1) инвалиды войны;
  • 2) участники Великой Отечественной войны;
  • 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в поди. 1—4 п. 1 ст. 3 Федерального закона “О ветеранах”;
  • 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • 5) лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  • 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • 8) инвалиды;
  • 9) дети-инвалиды.

В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • 2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки па санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
  • 3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных препаратов [1] , в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения [2] , перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов и перечень санаторно-курортных учреждений [3] утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Ссылка на основную публикацию