Социальная адаптация детей с ОВЗ: программа, особенности и проблемы

​Социальная адаптация детей-инвалидов

К сожалению, статистика говорит о том, что количество детей с инвалидностью достаточно велико. Именно по этой причине политика государства направлена на поддержку этого слоя нанесения, их родителей.

В качестве мер социальной поддержки применяются дополнительные льготы и дополнительная материальная поддержка. Кроме того, таким гражданам предлагаются услуги по реабилитации.

Общая информация об инвалидности у детей

Правовые основы

Вопрос адаптации детей с инвалидностью регламентирован несколькими нормативными актами:

  1. ФЗ № 181, где содержатся основные моменты, касающиеся социальной адаптации инвалидов.
  2. Приказ Минздрава № 117, где отражены понятия инвалидности у малышей и адаптации.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Адаптация

Проблема социальной адаптации людей с инвалидностью актуальна во всем мире. Основная задача, которая требует решения — воспитание детей с нарушениями интеллекта в существующей социальной среде, чтобы они могли быть полноценными членами общества, взаимодействовать с другими детьми.

Проблемы в области социальной адаптации инвалидов есть и будут всегда, именно по этой причине используемые сейчас программы становится все сложнее реализовывать.

Сейчас для социальной адаптации используются разнообразные коррекционные методики, работа воспитателей, отличающаяся индивидуальным подходом к каждому малышу.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители

Можно выделить несколько групп проблем, возникающих в семье, где появляется на свет ребенок с инвалидностью:

  1. Взаимоотношения. Если в семье есть другие дети, они лишаются внимания со стороны родителей. Сами родители, в свою очередь, отдаются от других людей, что может стать причиной ее распада.
  2. Воспитание и образование малыша. Достаточно часто у родителей просто нет достаточных знаний о том, как именно воспитывать и чему учить такого малыша.
  3. Отсутствие знаний. Часто родители переоценивают или, напротив, недооценивают дефект ребенка.
  4. Отношение к малышу. Конечно, никому не хочется иметь ребенка с недостатками, поэтому для родителей появление такого малыша на свет — потрясение. Желательно на этом этапе обратиться за помощью, так как страх и стыд могут привести к необратимым последствиям.
  5. Отношение общества. Сверстники часто относятся к таким детям с пренебрежением и даже с негативом.

Оказание социальной помощи

Среди социальных льгот, которые предоставляются семьям, где воспитывается ребенок с инвалидностью, можно выделить:

  1. Возможность бесплатного получения рецептурных препаратов.
  2. Получение путевок на санаторно-курортное лечение.
  3. Бесплатный проезд в городском транспорте.
  4. Скидка 50 процентов на проезд в междугородном транспорте для ребенка с инвалидностью и сопровождающих его лиц.
  5. 50 процентная скидка на проезд к месту лечения в течение года. Один раз в год такая поездка обходится бесплатно.
  6. Постановка на учет для обеспечения жилым помещением, если у семьи есть такая потребность.
  7. Скидка на оплату коммунальных услуг.

Правила социальной адаптации детей: общая характеристика

Проблема социальной адаптации детей с инвалидностью актуально по всем мире. Основная задача таких родителей — воспитание малышей, которые имеют нарушения интеллекта.

К сожалению, проблемы социальной адаптации существуют всегда. С каждым годом реализовать свои планы в реальность становится все сложнее. Чтобы интегрировать детей с инвалидностью в общество, используются специальные коррекционные методики воспитательная работа.

Понятие социальной адаптации

В последние годы на страницах книг и учебников все чаще встречается словосочетание «особые дети», под которыми подразумеваются ребята, обладающие ограниченными возможностями.

Под такими детьми подразумевается малыши, чье состояние здоровье не позволяет им усваивать стандартную программу обучения вне специализированного учебного заведения с особыми условиями.

В таких образовательных учреждениях учатся дети, обладающие одним из следующих видов отклонений:

Главное условие, которым нужно руководство для социальной адаптации ребенка и усвоения им программы обучение — индивидуальный подход с учетом всех его особенностей.

Следовательно, социальной адаптацией является совокупность организованных действий и привыкания к окружающей среде, которые происходят по мере освоения ребенком новой информации.

Методы работы

В систему методов адаптации входят несколько процедур технологического процесса. К примеру, специалисты могут пользоваться несколькими методами:

  1. Беседа с ребенком с ограниченными возможностями.
  2. Поддержка и последующая стимуляция новых навыков малыша, моделирование его поведения в обществе.
  3. Сказкотерапия, которая используется в качестве адаптационного тренинга ребенка.

Сейчас в социальную адаптацию входит и проблема патронажа, особенно актуальна она для детей-сирот. Смысл такой проблемы заключается в возможности получения детьми помощи адресного типа.

В такой социальной поддержке нуждаются все дети, которые начинают обучаться в школе. Отдельные дети не могут самостоятельно пристраститься к новым условиям, поэтому им требуется поддержка взрослых.

Важно! Благодаря систематизации и применению различных методов профессионалами, на практике часто удается добиться положительной динамики в процессе социальной адаптации личности.

Условия адаптации

Можно выделить несколько основных условий адаптаций детей, признанных сложными:

  1. Уравновешивание. При наличии этого условия происходит ознакомление ребенка с ситуацией. Малыш видит новую обстановку, присматривается к другим детям, налаживает с ними общение.
  2. Псевдоадаптация. Под таким условием подразумевается внешняя приспособленность человека с отрицательным отношением его психического характера. Причинами такого поведения может стать наличие разных убеждений, ориентацией и интересов между общающимися сторонами.
    В результате ребенок перестает понимать, как именно ему следует действовать в этой неприятной ему ситуации, отказывается от дружбы и предложения помощи, продолжает придерживаться своих первоначальных убеждений.
  3. Приноровление, входе которого ребенок принимает систему ценности в новой ситуации. К примеру, уступить второй стороне.
  4. Уподобление, при котором происходит перестройка психики и характера в целом под новую среду, в четком соответствии с установленным в социальной группе порядком.

Внимание! Конечно, стоит учитывать то, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет свою индивидуальность, именно в этом и заключается их основное отличие от здоровых сверстников. Поэтому адаптировать таких детей к обучению гораздо сложнее.

Для этого есть несколько причин:

  1. В детском организме все органы, в том числе и психика, развиваются стремительно.
  2. Физическое развитие ребенка опережает психическое.
  3. Успехи в адаптации ребенка напрямую зависят от взрослого.

Порядок проведения мероприятий

Социальная адаптация детей проходит в несколько этапов:

  1. Удовлетворительный и стабильный этап. На этом шаге ребенок приобретает навыки самообслуживания, выполнения простого функционала и соблюдения норм дисциплины.
  2. Неполный и неустойчивый. У ребенка есть затруднения в приобретении общедоступных навыков, нормального развития психики в условиях новой остановки.
  3. Неудовлетворительный. Ребенок не может приобрести первоначальные навыки, привыкнуть к окружающей его обстановке. Как правило, результатом неудовлетворительной адаптации становятся частые болезни малыша.

Социальная адаптация ребенка начинается в ходе проведения экскурсии, входе которой малыш может познакомиться с окружающей его средой. Благодаря такому приему происходит формирование навыков делового общения.

На заметку! Достаточно часто на этом этапе даются практические задания, позволяющие ребенку вступить во взаимоотношения с другими детьми для получения необходимой информации.

Существует несколько методов обучения детей с инвалидностью:

Во всех заданиях с такими малышами используются дидактические игры, благодаря чему улучшается и процесс обучения, и процесс воспитания. В результате дети начинают интенсивно играть, интересоваться окружающей обстановкой.

В данном вопросе поставлено несколько задач:

  1. Мониторинг за тем, как развивается личность ребенка.
  2. Изменение и последующее преодоление всех трудностей, которые возникают в процессе обучения ребенка.
  3. Руководство и учителя испытывают к ребенку только положительные эмоции.
  4. Учитель рассказывает о том, как именно формируется личность ребенка, как его обучать, и как должна проходить его социальная адаптация в домашних условиях.

Обучение детей с особенностями происходит несколькими способами:

  1. Совместное посещение образовательного учреждения с обычными детьми, у которых нет никаких ограничений по здоровью. Как правило, речь идет о школах, где преподают обычную общеобразовательную программу. Индивидуальный подход к детям с особенностями отсутствует.
  2. Специализированные классы, в которых к каждому особенному ребенку подбирают собственный подход.

Причины возникновения трудностей

Соцадаптация ослабляется сразу несколькими различными обстоятельствами:

  1. В зависимости от характера инвалидности. В эту категорию трудностей включаются различные виды заболеваний.
  2. Наличие психофизиологических нюансов, среди которых наличие у ребенка характерной памяти, сложного темперамента.
  3. Наличие существенных недостатков в физическом здоровье ребенка. Как правило, у таких детей есть заболевания, которые никак не связаны с наличием у них инвалидности.
  4. Недостаток психического развития, чтобы нормально общаться с другими детьми. К примеру, если ребенок длительное время воспитывался в специализированном закрытом учебном заведении.
  5. Отсутствие у семьи достаточных финансов для удовлетворения всех нужд особенного малыша, к примеру, если требуется покупка дорогостоящих технических средств.
  6. Ограниченные возможности ребенка, которые действуют на его психику. Часто такой малыш, принимая участия в деятельности по своему возрасту, но не по психическому развитию, может лишиться своей социальной адаптации.
  7. Нахождение ребенка в незнакомом месте, что может стать причиной его угнетенного состояния.
  8. Наличие психических нарушений при наличии у ребенка ограничений в его мобильности.

При наличии вышеперечисленных причин у ребенка наблюдаются проблемы с социальной адаптацией. Именно поэтому родители и педагоги должны знать, как правильно заниматься с такими особенными детьми.

Перечень программ

Чаще всего для этого ребенок направляется на обучение в обычную общеобразовательную школу, где вся его программа реабилитации проходит на индивидуальных условиях. При наличии отличий от нормального в поведении, малыша отправляют в специализированное учебное заведение, где учеба носит индивидуальный характер.

Как показывает практика, для нормальной жизнедеятельности такого ребенка требуется именно индивидуальный подход, так как он способствует его социальной адаптации, малыш перестает быть замкнутым в себе и начинает общаться.

Сейчас наибольшей популярностью и эффективностью пользуется пескография и прочие методики, предлагаемые ведущими специалистами.

Чтобы социально адаптировать таких детей, постоянно разрабатываются дополнительные программы, в которых отображаются нюансы воспитания таких малышей.

Еще один доступный вид соцадаптации ребенка — лепка с использованием красочных материалов. С помощью таких занятий у малыша формируется интерес к эстетике, художественное видение предметов.

Для такой работы может использоваться любой материал, отвечающий требованиям ГОСТ. Чаще всего используются грязь и соленое тесто.

В ходе таких занятий достигается сразу несколько целей:

  1. Улучшение психического состояния ребенка.
  2. Синхронизация действий его рук.
  3. Развитие разных типов мышления.
  4. Выработка умения достигать поставленной цели.

Важно! Целью таких программ является не только социальная адаптация ребенка, но и выработка у него простейших привычек, которые позволят в будущем позаботиться о себе и о своих родственниках.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России

Особым детям – малышам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – требуется помощь не только самых родных и близких, но и медицинских работников, а также государства. Речь идет о программе по социальной адаптации детей с ОВЗ.

Особые дети – кто они?

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

  • зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • умственных способностей.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как проходит социальная адаптация?

Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование. При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче.

Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка.

В число методов соцадаптации входят:

  • общение с учеником, а также консультирование его родителей;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.

Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:

  • удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
  • неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
  • неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:

  • ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
  • мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:

  • Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
  • Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.
  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
  • Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:

  1. Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
  3. Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
  4. Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.

Общеобразовательная или спецшкола?

Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Государственная помощь детям и родителям

Помимо социальной адаптации, дети с особенностями здоровья нуждаются в медицинской помощи – речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека по итогу прохождения медико-социальной экспертизы и установления группы инвалидности. Также ребенку могут полагаться бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, санаторно-курортное лечение и т. д. Подробнее об этом – в Распоряжении Правительства РФ № 831-р от 30 апреля 2016 года и Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года.

Кроме того, семьи, которые воспитывают особого ребенка, могут рассчитывать на иные льготы. Например:

  • скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • первоочередную постановку на учет по предоставлению жилья;
  • льготный проезд в городском транспорте;
  • скидку на оплату междугородних поездок – к месту учебы, лечения и т. д.

Отдельно стоит сказать и о возможности получать денежные льготы. К ним относятся:

  • ежемесячные выплаты,
  • социальная пенсия,
  • пособие маме или папе – родителю, который осуществляет уход за особым ребенком.

Также для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и трудовые послабления:

  • дополнительные дни отпуска;
  • возможность досрочного выхода на пенсию.

Более подробную информацию об этих льготах можно узнать в службе социальной защиты, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, которые занимаются назначением тех или иных льгот для детей с инвалидностью и их родителей.

Благодаря соцадаптации дети с ограниченными возможностями в дальнейшем смогут активно участвовать в социальной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимое условие при адаптации ребят – поддержка взрослых, здоровая атмосфера в коллективе и возможность всестороннего развития.

Социализация детей с ОВЗ

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

светлана тетерина
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

– создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;

– обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;

– формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;

– снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

– формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи:

– развитие и коррекция основных видов движений;

– развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

– развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

– творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

– комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

– релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под “людьми с ограниченными возможностями”‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

Дата публикации: 02.06.2015 2015-06-02

Статья просмотрена: 5722 раза

Библиографическое описание:

Боровик С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1283-1285. — URL https://moluch.ru/archive/91/19684/ (дата обращения: 20.12.2019).

В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения — это глобальный общественный процесс. Основой этого процесса является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование.

В ст. 43 Конституции РФ [1] закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача Закона не столько в том, чтобы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] дает спектр базовых определений, в частности:

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11 % населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть — адекватную, и очень редко встречается самооценка завышенная.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме.

Согласно ч. 4 ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.12, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. [2]

Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т. е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация — это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //СПС Консультант Плюс

2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.12// СПС Консультант Плюс

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Время прочтения: 6 мин.

Инвалиды – это особая категория граждан, нуждающаяся не только в материальной помощи, но и психологической поддержке. Особенно важной социальная среда становится для детей с инвалидностью. Уже в начале своей жизни им приходится сталкиваться с трудностями. Чтобы хоть как-то помочь, государство предусматривает ряд вспомогательных мер, включающих денежные выплаты, нематериальные льготы. Относится сюда и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). О ней и поговорим сегодня.

Какие дети нуждаются в социальной адаптации?

Дети с ОВЗ – это довольно широкое понятие. По сути, это те дети, которым сложно усваивать стандартную программу обучения и социализации. Трудности эти могут быть связаны с нарушениями следующего типа:

Для нормального обучения таким детям приходится посещать специализированные учреждения с особой программой социальной адаптации. Суть ее заключается в подборе индивидуального подхода к каждому малышу с учетом его психофизических особенностей.

Главная задача социальной адаптации – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.

Применяемые методики

Социальная адаптация – это, по сути, комплекс мер и методов, помогающих ребенку социализироваться, обучаться. С такими детьми работают специально обученные люди, которые в своей деятельности применяют следующие методики:

  1. Беседы. Направлены на донесение до ребенка новой информации, диалог с ним, в ходе которого малыш может задавать свои вопросы и получать на них развернутые и понятные для него ответы.
  2. Стимуляция новых навыков. Заключается в поддержке, а также помощи в создании ребенком определенной модели поведения в окружающей его среде.
  3. Сказкотерапия. Используется в составе адаптационного тренинга. Этот прием арт-терапии является довольно распространенным способом психологического воздействия на личность с целью коррекции имеющихся проблем у ребенка и развития его личности.

Особенно остро вопрос социальной адаптации детей-инвалидов стоит в детских домах. Лишенные родительской поддержки малыши испытывают еще больше проблем. Поэтому иногда к ним применяется патронаж, позволяющий работать с каждым ребенком индивидуально.

Почти всем детям с ОВЗ нужна помощь в социальной адаптации в момент поступления в школу. Но некоторым удается самостоятельно освоиться в окружающей среде с небольшой поддержкой старших.

Ссылка на документ: Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Этапы адаптации

Ребенок с ограниченными возможностями может иметь разный уровень социализации и сложности с ее прохождением. Причин тому несколько:

  • дети развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику);
  • скорость и легкость адаптации зависят от родителей или опекунов, с которыми проживает ребенок.

Очень многое зависит именно от взрослых. Если родители уделяют ребенку внимание, начинают социализировать его еще до школы, то процесс вливания в коллектив становится для малыша менее болезненным. Сама адаптация детей происходит в таком порядке:

  1. Уравновешивание. Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка в новую среду. На этом шаге важно, чтобы ребенок изучил обстановку, окружающих, начал с ними общаться.
  2. Псевдоадаптация. Внешне на этом этапе кажется, что ребенок к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение. Причиной тому могут быть разность интересов, убеждений. Малыш в этот момент не понимает, что ему делать дальше и не стремится с кем-то сближаться.
  3. Приноровление. На этом этапе ребенок принимает окружающую его действительность. Постепенно он начинает контактировать с другими детьми.
  4. Уподобление. Психика малыша и особенности его характера начинают перестраиваться с учетом новых правил, устанавливаемых в окружающей его среде.

Длительность адаптации у детей с ОВЗ бывает разной. Некоторые малыши не испытывают сложностей (во многом благодаря помощи и правильному отношению родителей).

Уровни адаптации

То, как ребенок воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:

  1. Стабильный, удовлетворительный. Ребенок может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.
  2. Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.
  3. Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослые должны использовать различные методики. Так, при появлении нового ребенка с ОВЗ в коллективе важно провести ему экскурсию. Это поможет не только познакомить его с внешней средой, но и наладить контакт. Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними.

Применяемые формы обучения

Школа – одно из важнейших заведений, отвечающих за социальную адаптацию детей, особенно если они имеют ограниченные возможности. Существует масса методик и форм обучения, которые облегчают процесс социализации. Можно выделить следующие их разновидности:

  • практические – подразумевают включение ребенка в процесс, т. е. он не только узнает что-то новое, но и применяет свои знания на практике;
  • наглядные – обучение проводится на живых примерах;
  • воспитательные – несут больше теоретический характер.

Одной из наиболее часто используемых форм социальной адаптации и обучения детей с ОВЗ являются дидактические игры. Это особая разновидность занятий, которая совмещает в себя принципы игрового и активного обучения с применением четких правил и фиксированной структуры, системы оценок. При таких играх дети взаимодействуют друг с другом и главной их задачей является выигрыш, для которого каждый готов принести максимальную пользу.

Главными задачами учителей при обучении особых детей являются: отслеживание психологического состояния ребенка, оказание ему помощи в решении возникающих проблем. Педагоги должны давать малышу только положительные эмоции, а родителям помогать выстраивать работу с детьми в домашних условиях, чтобы существовать в коллективе им было проще.

Способы обучения

В зависимости от того, какие именно ограничения по здоровью имеет ребенок, определяется, как он будет обучаться. Возможны 2 варианта:

  1. Обучение вместе с обычными детьми. Такой формат показан тем малышам, у которых нет противопоказаний к такому варианту по состоянию здоровья. Родители при поступлении ребенка в школу должны понимать, что индивидуального подхода к их чаду здесь применять не будут.
  2. Обучение в специализированном учреждении. Речь может идти о спецклассе или целом учреждении. Для детей с ОВЗ тут создаются особые условия, что помогает им легче адаптироваться.

Как правило, в начале обучения родители посещают учебное заведение вместе с ребенком. Это позволяет снизить состояние стресса малыша. Только на закрепляющем этапе, когда ребенок осваивается в школе, родители начинают оставлять чадо одного. Это дает ему возможность чувствовать себя более уверенно. Однако этап этот проходит не быстро – не менее нескольких месяцев.

Возможные трудности адаптации

К сожалению, далеко не всегда социальная адаптация ребенка с ОВЗ проходит гладко. Наиболее частыми причинами трудностей являются:

  • физиология – к примеру, глухота не позволяет ребенку свободно общаться с другими детьми, проблемы с опорно-двигательным аппаратом –перемещаться;
  • психофизиология – темперамент, характер ребенка, его биоритмы;
  • недостаток социализации – к примеру, если круг общения ребенка в обычной жизни слишком ограничен;
  • умственные возможности – развитие у некоторых детей с инвалидностью может быть недостаточным в сравнении с его сверстниками.

Как раз с помощью программ социальной адаптации ребенок получает поддержку от взрослых, которая помогает воспитать полноценную личность из малыша.

Родители, чтобы помочь ребенку социализироваться, должны помогать ему тоже, а не надеяться только на образовательное учреждение. Сегодня существует огромное количество техник и дополнительных программ, упрощающих социальную адаптацию.

К примеру, дошкольника можно отдать на кружок пескографии. Это поможет ему корректировать свои эмоции, волю. Дополнительно пескотерапия развивает не только психосоматорные, но и художественные возможности.

В итоге ребенок развивается разносторонне и ему становится легче социализироваться. Малыш сможет чувствовать себя обычным ребенком, таким же, как и все окружающие дети, пусть и с некоторыми особенностями.

Доскональное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. У нас на сайте вы можете бесплатно получить максимально подробную консультацию по вашему вопросу от наших юристов через онлайн форму или по телефонам в Москве +7-499-703-35-33 доб. 897 и Санкт-Петербурге +7-812-309-06-71 доб. 550.

Автор публикации

Владимир Михайлович

Высшее юридическое образование (российское право). Опыт работы в юридической сфере – более 9 лет.

Виктор Альбертович

Дипломированный, практикующий юрист. Опыт работы в юридической сфере – с 2011 года. Окончил университет по специальности «Правоведение», в 2013 г. прошел магистратуру по специальности «Юрист». Консультация граждан по пенсионным, социальным вопросам, трудовому праву.

Дмитрий Андреевич

Образование: высшее юридическое. В 2014 году окончил Владимирский юридический институт ФСИН России, специальность «Юриспруденция». Занимается консультацией физических лиц по наследственным делам, трудовым спорам, земельному праву.

Юлия Игоревна

Кадастровое образование. Работала в Росреестре, сейчас – кадастровый инженер. Консультирование граждан по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью, ипотеки, налоговым вычетам, земельному праву.

Наталья Сергеевна

Образование: высшее юридическое (российское право). Профиль: основной – уголовно-правовой, дополнительный – гражданско-правовой. Прошла подготовку в ООО «Консультант Плюс». Консультирование граждан в бракоразводных процессах, по вопросам алиментов, уголовному праву.

Алена Андреевна

По образованию бухгалтер. Эксперт в области финансовой и бухгалтерской сфер. В течение 2 лет работала специалистом по кадрам, знакома с личными карточками, трудовыми книжками, методиками расчета трудового стажа, должностными инструкциями.

Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимова Надежда Михайловна, Найданова Оксана Сергеевна

В статье рассматривается проблема организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования в условиях создания инклюзивного образовательного пространства, позволяющего обеспечить их личностное развитие и самореализацию.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халимова Надежда Михайловна, Найданова Оксана Сергеевна

THE PERCULIARITIES OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article cons >children with disabilities in establishments of additional education in conditions of formation of inclusive education which allows providing their personal development and selfrealization.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

н.м.халимова, о.с. найданова. особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PERCULIARITIES OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

H.M. Хал и mo ва, О.с. Найданова N.M. Khalimova, O.S. Naidanova

Социальная адаптация, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение и образование.

В статье рассматривается проблема организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования в условиях создания инклюзивного образовательного пространства, позволяющего обеспечить их личностное развитие и самореализацию.

Social adaptation, inclusion, children with disabilities, inclusive teaching and education. The article considers the problem of organization of successful teaching and upbringing of children with disabilities in establishments of additional education in conditions of formation of inclusive education which allows providing their personal development and self-realization.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (ОВЗ), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ограниченная возможность здоровья у них связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками.

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время основной проблемой детей с ОВЗ является трудность их социальной адаптации, взаимодействия с социальной средой в рамках существующих норм, правил. Препятствиями к получению такими детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в условиях инклюзивного образования.

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования. С.Н. Сорокоумова в своем исследовании дает определение инклюзивному образованию как процессу развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе формирующего этапа был разработан и внедрен проект «Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ» на базе Абазинского Центра детского творчества. Эффективность его заключалась в поэтапном развитии и социальной адаптации детей с отклонениями в здоровье на основе системного подхода и обновления условий, способов, средств, методов образовательно-воспитательной деятельности. На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной политики и практики повлияло множество факторов, в том числе и слаженная работа всей междисциплинарной команды педагогов и администрации. Все дети, включенные в образовательный процесс, показали положительную динамику в развитии (особенно социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательными программами.

Результаты итоговой диагностики детей с ОВЗ показали, что у детей с ОВЗ экспериментальной группы после включения их в инклюзивную образовательную среду на базе учреждения дополнительного образования уровень социальной адаптации оказался значительно выше, чем при первичной диагностике. Чего не скажешь о контрольной группе детей с ОВЗ, их уровень изменился совсем мало.

Разработанный и внедренный нами проект по созданию инклюзивного образовательного пространства способствовал развитию и успешной адаптации ребенка с ОВЗ в детском коллективе. Реализация проекта позитивно отразилась на жизни испытуемых:

– произошло преодоление отрицательных стереотипов представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;

– раскрылись возможности и творческий потенциал ребенка посредством вовлечения в кружковые объединения АЦДТ;

– произошло расширение знаний, умений и навыков детей по различным направлениям деятельности;

– организованный культурный досуг способствовал развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка в совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами;

– сформировалось толерантное отношение с окружающим социумом.

Критериями эффективности социальной адаптации послужили: положительная динамика в адаптации к обучению; изменение в структуре межличностных, коммуникативных отношений; появление эмоциональной устойчивости, снижение уровня тревожности; улучшение развития речи; адекватная самооценка и уровень притязаний; активное отношение подростка к решению жизненных проблем.

Инклюзия потребовала изменения и модификаций содержания, подходов, структуры и стратегии образования с учетом потребностей обучающихся различных групп, руководством послужила убежденность, что учреждения дополнительного образования должны раскрыть каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Ребенка-инвалида поддерживали сверстники и другие члены школьного сообщества, удовлетворяя при этом его специальные образовательные потребности.

Таким образом, подтвердилось гипотетическое предположение, выдвинутое нами в нача-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылка на основную публикацию